Литература : Билеты по литературе, 11 класс. Билет №2:Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №2:Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Билет № 2
1. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха
Изергиль».
1. «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь
его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он
безукоризненно честен» (И. А. Гончаров).
«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен... Первый
признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не
метать бисера перед Репетиловым и тому подобными...» (А. С. Пушкин).
«Молодой Чацкий похож на Стародума... В этом главный порок автора, что
посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то
бешеного и скучного...» (П. А. Вяземский).
«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека
молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость,
наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце
немоты» (В. Ф. Одоевский).
«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века
нынешнего» и «века минувшего». Чацкий является идеологом «века нынешнего».
Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам
современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей
полки...»); к образованию («...Чтоб грамоте ни кто не знал и не учился»);
к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»); к чинам («А тем,
кто выше, лесть, как кружево плели...»); к иностранцам («Ни звука
русского, ни русского лица...»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев
знатных...»
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть
можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета
и конфликта.
Первый монолог - экспозиция («Ну что ваш батюшка? ) Конфликт только
намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...) - завязка конфликта. В
нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».
Третий монолог («А судьи кто?») - развитие конфликта. Это программный
монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог - важен для развития любовной интриги. В нем воплощается
отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча...») - кульминация и
развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно
играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по размышлении зрелом...») -
развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его
характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между
тем, что и кому он говорит).
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как
пишет», - характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические
вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов
(«ум, алчущий познанья»).
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а
верится с трудом...»)
2. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей,
обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во
имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все
границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и
индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе
за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм
наказать индивидуализмом — обречь преступника - эгоцентрика на вечное
одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в
жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что
человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».
В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской
концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой
деятельности во имя людей. «В жизни... всегда есть место подвигам». Эти
ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем
свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.
Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный
«лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было
сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко,
человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он
сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил
бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и
самопожертвованием добился свободы.
Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в
том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о
Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством,
они «бежали быстро, и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».
Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой
душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых,
жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все
примеряются...» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их
крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего
предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из
осторожности «наступил на гордое сердце ногой ».
|