рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Билеты по литературе, 11 класс. Билет №7:1.Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова.2.Сатира в повести М. А. Булгакова

Литература : Билеты по литературе, 11 класс. Билет №7:1.Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова.2.Сатира в повести М. А. Булгакова

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №7:1.Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова.2.Сатира в повести М. А. Булгакова

Билет № 7

1.Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Чтение наизусть одного из стихотворений.

2.Сатира в повести М. А. Булгакова (на примере одно

го произведения).

1. Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом

соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот,

представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний

— часто общественного характера. Отсюда двухчастное строение пейзажных

стихотворений, вторая часть которых представляет собой сравнение и

начинается словом « так ». Если же прямое сравнение опущено, но

сохраняется аллегория или образный символ, то поэт обращается в этом

случае к активности читательского восприятия. Излюбленные образы — бурного

моря, грозы, паруса. Это были отзвуки настроений, всколыхнувших Европу и

Россию в 1830—1831 годах, а также отзвуки романтической литературной

традиции («Парус»).

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Многие темы патриотической поэзии Лермонтова сходятся в стихотворении

«Родина». Здесь размышления о прошлом России и трезвый взгляд на ее

настоящее, сознание и ощущение неразрывных связей с миром родной природы,

с русской народной жизнью. Внутренняя контрастность мотивов заявлена самим

автором в первых строках: «Люблю отчизну я, но странною любовью...»,

конфликт предстает поначалу как коллизия рассудка и любви.

Философская, «рассудочная» часть текста является вступлением, а предмет

любви, зримый образ родины, занимает основное место в стихотворении. В

этой пейзажной зарисовке устраняются противоречия рассудка и любви.

Величественная пейзажная панорама включает в себя и бескрайние русские

просторы, и приметы природы и русского быта: «чета белеющих берез»,

жнивье, деревенька, где празднуют подвыпившие мужики.

Пейзажные детали сменяют друг друга, отражая впечатление едущего по

поселку человека. На его пути встречается всякое: то захудалые, крытые

соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно и резные ставни.

Путник, он же лирический герой, откликается душой на все впечатления

окружающей народной жизни. В психологическом плане — это торжество

человечности.

2. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три

жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и

сатирический памфлет.

Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее

ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она

послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

«Очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем

Шариковым, фактически «оживил» в себе того человека, мозг которого

послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима

Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского»

происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную

бездуховность. Возникает проблема воспитания этого существа. Филипп

Филиппович — человек высокой культуры, строгих нравственных правил.

Возникает конфликт этого высокообразованного интеллигента с представителем

новой жизни — Щвондером. Абсурдность убогих понятий представителей новой

власти особенно ярко выражается в монологе Преображенского, в котором

подытоживаются основные принципы социалистического образа жизни: «В

спальне принимать пищу... в смотровой читать, в приемной одеваться,

оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать...» Конфликт

Преображенского и Швондера вступает в свою высшую фазу, когда речь заходит

о проживании в квартире профессора «нового» человека — Шарикова. Мелкие

бытовые штрихи воссоздают ту обстановку, в которой будет осуществляться

воспитание человекообразного существа. На природную основу Шарикова

наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного

результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то

облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и

нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем»,

является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи,

которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта

история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной

лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова

и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит

свое место в советской стране.

Сам «новый» социально-бытовой миропорядок изображается в стиле

сатирического памфлета. Булгаков использует прием гротеска (поведение

Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота).

При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается

удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы

времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок,

дом, квартира, её быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате

нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.