рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10:1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2. Тема России в лирике А. А. Блока.

Литература : Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10:1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2. Тема России в лирике А. А. Блока.

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10:1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 2. Тема России в лирике А. А. Блока.

Билет № 10

1. Души «мертвые» и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Тема России в лирике А. А. Блока.

1. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и

дурное, что есть в России от нас» (Я. Гоголь). «Мертвые души» — это не

только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные

«неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков

побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а

единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть

которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один

пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка

не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту:

сентиментальный Манилов и кулак Собакевич, домовитая Коробочка и

безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота

и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но

принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь

строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том,

конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость

сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного

явления... и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из

какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков

открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать:

«Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на

человечестве» Плюшкиным.

Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не

только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением

героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере

раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с

«мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом,

в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная

несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике

сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников

сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком

«индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и

круглые, на иных даже были бородавки»).

В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над

этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало

русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное

право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу

русского человека, которая живет и в «замашистом,

бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В

лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси

и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки.

Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос

этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного

начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа»,

потому что для него душа только то, что отличает живого человека от

покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у

него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина

распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси,

возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» -мир

духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева,

Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во

всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически.

Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь

определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души»

поэмой.

На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей

Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный

запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя

находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о

Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о

судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои,

поделывали на веку своем? Как перебивались?»

2. «Этой теме (теме Родины) я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»

(А. Блок — К. Станиславскому).

Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то

один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает

перед читателем таинственной, колдовской землей:

Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И с

мутным взором колдуна.

Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со всем

русским и жаждет обновления в столь тесной связи:

Так я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В России для Блока «жизнь или смерть, счастье или погибель».

Цикл «Родина» (1907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом, настоящем

и будущем. Вместе с тем любовь к Родине — чувство глубоко личное.

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем так горько плачешь?

(«Осенний день»)

Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В

стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских

мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на

Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу»

чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает

веру в то, что Россия не пропадет:

Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные

черты.

В цикле «На поле Куликовом» Блок обращается к историческому прошлому

России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории

повторяемости, соответствий. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким

примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к

символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено

возвращение. Разгадка еще впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает

себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным

образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует

застыл ость и грусть («ст»): «река грустит», «в степи грустят стога». Но

уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический

характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь

моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку

степной кобылицы.

Наш путь степной, наш путь в тоске

безбрежной,

В твоей тоске, о Русь.

Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся.

Озарим кострами...» Но успокоение души наступает ненадолго. В последней

строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи...»

Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего-то

ужасного, кровавого. Образ кровавбго заката — символ, в который Блок

вкладывает мысли о судьбе России: будущее ее ему видится неясным, далеким,

а путь трудным и мучительным.

Меняются лики образа Родины — сначала картина русской природы («Река

раскинулась, течет, грустит лениво...»), потом Русь — жена, наконец,

Родина святая.

«Из сердца кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою

судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.