рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Билеты по литературе, 11 класс. Билет №11:1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения). 2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Литература : Билеты по литературе, 11 класс. Билет №11:1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения). 2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №11:1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения). 2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Билет № 11

1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского

(на примере одного произведения).

2. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного

из стихотворений.

1. В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и

нового отношения к миру.

Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть

характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась

и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы

Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее

рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля»,

совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом

замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен

домашней работой и религиозными мечтаниями.

Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя

общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и

нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух

этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды —

исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.

Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».

Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое

отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне

такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».

Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно

воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех,

потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины есть

нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений

Катерина не сомнева ется, она только видит, что никому из окружающих дела

нет до подлинной сути этой морали.

Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отеутстние

надежды на прощение толкает ее нп самоубийство — грех еще более тяжкий с

христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».

2. Муза (непременно с большой буквы!) часто появляется в лирике Ахматовой

вместе с эпитетом «смуглая»:

Муза ушла по дороге

Осенней, узкой, крутом,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой...

(«Муза ушла по дороге...»)

А недописанную мной страницу —

Божественно спокойна и легка —

Допишет Музы смуглая рука.

(«Уединение»)

Будучи по-пушкински смуглой, Муза нередко еще у Ахматовой и «весела» —

тоже по-пушкински, если вспомнить знаменитую блоковскую фразу о «веселом

имени Пушкина».

Со временем эта обычно полная жизнетворящих сил, душевно-радостная и

открытая Муза ахматовских стихов разительно меняется: Веселой Музы нрап не

узнаю: Она глядит и слова не проронит... («Все отнято: и сила, и

любовь...»)

Поэтесса явственно ощущала сдвиг и времени, и собственного мироощущения,

но смысл самого движения, его внутренние силы и направление- все таилось в

сфере неясных предчувствий. Художественное творчество ей казалось в этот

период чуть ли не единственной незыблемой ценностью.

И печальная Муза моя,

Как слепую, водила меня...

Власть искусства о представлении Ахматовой обычно исцеляюще, она способна

вывести человека из круга обступивших его мелких интересов и страстей,

\"подавленности и уныния на высокие солнечные склоны прекрасной и мудрой

жизни.

Так много камней брошено в меня, —

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен...

(«Уединение»)

Образ искусства как некой высокой башни, поднимающей поэта над мирской

суетой, и представление о священной его природе — воплощают мотив

избранничества. Уединение, воспетое поэтессой, — это уход не столько от

жизни вообще, сколько от легкого и праздного существования.

Ахматова была далека от понимания социальной природы искусства, но

выражала в своем творчестве мысль о существовании моральных обязательств

художника перед обществом:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

(«Нам свежесть слов и чувства простоту...)




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.