рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Билеты 2003 год, литература

Литература : Билеты 2003 год, литература

Билеты 2003 год, литература

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА

А. А. Фет — поэт лирический и только лирический, что было особенно

ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при

наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно

существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика.

Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик,

— общественная полезность произведения. Однако несмотря на ругательные

статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это

свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высоко

развитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была

красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле

действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В

них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.

В моем саду, в тени густых ветвей Поет в ночи влюбленный соловей.

У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь»,

«морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит

его с Тютчевым:

Как майский глубокий Зефир, ты, мой друг, хороша.

У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

В небесах летают тучи, На листах сверкают слезы, До росы шипки грустили, А

теперь смеются розы.

Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее

специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти

грандиозных кругах своего «Ада». Полонский стянул и сжал обычное содержание

человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь состоит в

медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:

Какой горючий пламень

Зари в такую пору!

Кусты и острый камень

Сквозят по косогору.

Ушли за днем послушно

Последних туч волокна...

О, как под кровлей душно,

Хотя раскрыты окна.

Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе

элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и

музыкальными звуками и красками и пластическими формами. У различных поэтов

легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета

поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в

стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный

инструмент в руках мастера:

Смотри, красавица, — на матовом фарфоре Румяный русский плод и южный

виноград. Как ярко яблоко на лиственном узоре! Как влагой ягоды на солнышке

горят.

Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное

количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее

тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить

мандельштамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла...» —

ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и

совпадает с фетов-ской мелодикой и ритмикой.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта

безупречность тепла и полна скрытой жизни:

Уснули метели С печальной зимой, Грачи прилетели, Пахнуло весной.

Широкая карта Полночной земли Чернеет, и марта Ручьи потекли.

Для песни полночной

Отныне живи,

Душой непорочной

Предайся любви.

Даже запись в альбом, поэтический пустяк он превращает в эстетическое

событие: «Среди фиалок в царстве роз / Примите искренний поклон...» Его,

фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет

«царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а

не росой, ночь «сладострастна», а еще:

На природе с каждой каплей Зеленеет вся одежда, В небе радуга сияет, Для

души горит надежда.

При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что,

по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном

независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном

вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть

нравственное и доброе.

Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее

раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.