Литература : Анализ рассказа Блока Потомки солнца
Анализ рассказа Блока Потомки солнца
Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI
класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством
«Просвещение».
В 20— 30-е годы - период к которому относится написание рассказа - и
доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях,
неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение
ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его
героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей.
Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось
восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования,
универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной
свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже
мучительную немоту мира и человека.
Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем
у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает
в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения...
фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он
сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из
известных наслаждений — чувство жалости».
Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той
правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.
Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих
«традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием
«деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста
построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая
конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным
употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих
причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании
героя.
Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой
из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера
Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и
родные плетни, и поле, и небо над всеми ими».
Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный
мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами,
становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов
считает, что «Земля, с развитием человечества, становится всё более
неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно
человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются
машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей
в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой
гениальностью. Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками
ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии –
ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч
человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской
машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал
вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова».
Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В
бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и
железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило
человечество. Температура была доведена до предела – дальше уже шло
разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие».
В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику,
«остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы
человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней».
Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “...постигнуть
мир... и пересоздать вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно”
вмешаться в создание “...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и
пространства”. И так, Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для
чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на
производство которого работают огромное количество людей. «Но этого было
мало: человек работал слишком медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим
микроб энергии, который «делал ненужной вечность – довольно короткого мига,
чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение
радостного инстинкта.
В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание
переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя.
Здесь же Платонов делает вывод, что: «Только любящий знает о невозможном, и
только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным,
какие бы пути ни вели к нему».
В своём рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в
согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких
глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек – часть
природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не
давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен
существовать.
|