История : Доклад: Поучение Владимира Мономаха
Доклад: Поучение Владимира Мономаха
Значительное
развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха
(1053--1125).
В
1113 г. во время большого Киевского восстания на Киевский стол был приглашен
сын великого князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого -- Владимир Мономах,
который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце
Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при
великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над
половцами.
Политическая
программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: “Поучение детям”, “Послание
Олегу Черниговскому” и “Отрывок” (Автобиография), в которых затронут большой
круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и
государства, принципы отправления правосудия в стране.
Политическое
содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в “Поучении”, где
ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти.
Моно- мах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом
дружины, не допускать в стране “беззакония” и “неправды”, правосудие вершить
по правде”. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не
допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям
населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т. д.). Отрицание
кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни: “Ни права, ни
крива не убивайте и не повелевайте убито его”. Даже если по тяжести своих
деяний кто и будет достоин смерти *“аще будет повинен смерти”), все равно “не
погубляйте никоторая же хрестьяны”. Призыв не “мстить” рассматривается в
Поучении” не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских
отношений.
Мономах
разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого
князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении
страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех
спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин
для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а
правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры
возможно разрешать “добром” в том случае, если недовольные князья напишут
грамоту” со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны (“мужами крови”),
достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в
политике.
При
решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит
церкви почетное, но явно подчиненное место. Он “чтил чернеческий и поповский
чин”, но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые “малым добрым
делом” стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят
одиночество, чернечество и голод” в поисках личного спасения.
С
начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132)
процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло
примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом
которой было сохранение единства русской зелий, мыслители пытались
предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государства на
отдельные государства-княжества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|