рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > История > Доклад: Политические идеи А. Курбского

История : Доклад: Политические идеи А. Курбского

Доклад: Политические идеи А. Курбского

Период политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского (1528--1583) совпал с интенсификацией  государственного строительства в России. Сословно- представительная монархия, сформировавшаяся в основных чертах в середине XVIв., предусматривала необходимость соборного  решения всех общегосударственных дел.

Князь Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное  участие в деятельности правительства (Избранной Рады), был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти.

Курбский традиционно считал источником власти в государстве  божественную волю -- “цари и князи от Всевышнего помазуются на правление...”, а цель верховной власти усматривал  в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении  всех дел. Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее высшей волей, поэтому  он считает ее лишенной божественного покровительства, называя безбожной и беззаконной. На царском престоле оказался  человек, не подготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Он груб, неучен и воспитан “во злострастиях и самодовольстве”, такому человеку неудобно бывает императором быта”. В первую половину царствования, когда власть была ограничена мудрым Советом, управление государством осуществлялось успешно как во внешней сфере, так и во внутренних делах. При участии правительства (Избранной  Рады) совместно с царем в делах государства во всем чувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные  и храбрые люди, в войсках учреждался порядок, верное служение отечеству щедро вознаграждалось. Напротив, нора- девшие отечеству “паразиты и тунеядцы” не только не жаловались,  но и прогонялись. Такая политика подвигала “человеков на мужество... и на храбрость”, “ее таков был наш царь, пони любил около себя добрых и правдусоветующих”.

В правопонимании Курбского ясно прослеживается представление  о тождестве права и справедливости. Только справедливое  может быть названо правовым, так как насилие -- источник беззакония, а не права. Здесь рассуждения Курбского во многом восходят к основным постулатам политической теории Аристотеля  и особенно Цицерона. Излагая свои требования к право- творчеству, Курбский подчеркивает, что закон должен содержать  реально выполнимые требования, ибо беззаконие --это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно.  В его политико*правовых воззрениях намечаются элементы  естественно-правовой концепции, с которой связаны учения о государстве и праве уже в Новое время. Представления о праве и правде, добре и справедливости воспринимаются как составные компоненты естественных законов, посредством которых  божественная воля сохраняет на земле свое высшее творение -- человека.

Правоприменительная практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и во внесудебном ее варианте. Современное состояние суда вызывает глубокое неодобрение  у Курбского. Суд совершается в государстве неправосудно  и немилостиво. “А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно справедливый суд и защита, то давно уже исчезло” в государстве, где давно опровергохом законы и уставы святые”.

Возражает князь Андрей и против участиршегося применения  жестоких наказаний, особо выделяя среди них смертную казнь, которая, по его представлениям, должна назначаться в исключительных случаях и только по отношению к нераскаяв- шимся преступникам.

Характеризуя произвол и беззаконие, Курбский критически отмечает распространение жестоких и позорящих наказаний, а также практику их исполнения не государственными чиновниками ( палачами), а обычными людьми, не имеющими никакого отношения к судебным ведомствам. Заставляют людей обычных,  свидетельствует он, “самим руки кровавить и резать человеков”.

Наилучшим вариантом организации формы государственной власти ему представляется монархия с выборным сословно- представительным органом, участвующим в разрешении всех наиважнейших дел в государстве. “Царь аще почтен царством- должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек”, при этом “самому царю достоит яко главе были и любити мудрых советников своих”. Ивану III сопутствовали большие воинские и политические удачи именно потому, что он часто и помногу советовался с “мудрыми и мужественными сигклиты его*. и ничто же начинати без глубочайшего  и многого совета”. Курбский был не только за создание представительного органа (Совет всенародных человек), но и различных “сителитов”, состоящих из советников “разумных и совершенных во старости мастите-, во среднем веку, тако же предобрых и храбрых и тех и онех в военных и земских вещах по всему искушенных”, т. е. специалистов самых различных профилей, без совета которых “ничесоже устроити или мысли- ти” в государстве не следует.

Форма государственного устройства в виде единой централизованной  государственной системы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась.

Таким образом, князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии,  в которой все властные и управленческие полномочия могли бы быть реализованы только на основании надлежащим образом принятых законов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/





Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.