История : Доклад: Политические идеи А. Курбского
Доклад: Политические идеи А. Курбского
Период
политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского
(1528--1583) совпал с интенсификацией государственного строительства в России.
Сословно- представительная монархия, сформировавшаяся в основных чертах в
середине XVIв., предусматривала необходимость соборного решения всех
общегосударственных дел.
Князь
Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства
(Избранной Рады), был сторонником сословного представительства в центральных и
местных органах власти.
Курбский
традиционно считал источником власти в государстве божественную волю -- “цари
и князи от Всевышнего помазуются на правление...”, а цель верховной власти
усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее
подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Нынешняя власть, по
мнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее высшей волей,
поэтому он считает ее лишенной божественного покровительства, называя
безбожной и беззаконной. На царском престоле оказался человек, не
подготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Он
груб, неучен и воспитан “во злострастиях и самодовольстве”, такому человеку
неудобно бывает императором быта”. В первую половину царствования, когда
власть была ограничена мудрым Советом, управление государством осуществлялось
успешно как во внешней сфере, так и во внутренних делах. При участии
правительства (Избранной Рады) совместно с царем в делах государства во всем
чувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные и храбрые
люди, в войсках учреждался порядок, верное служение отечеству щедро
вознаграждалось. Напротив, нора- девшие отечеству “паразиты и тунеядцы” не
только не жаловались, но и прогонялись. Такая политика подвигала “человеков на
мужество... и на храбрость”, “ее таков был наш царь, пони любил около себя
добрых и правдусоветующих”.
В
правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и
справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как
насилие -- источник беззакония, а не права. Здесь рассуждения Курбского во
многом восходят к основным постулатам политической теории Аристотеля и
особенно Цицерона. Излагая свои требования к право- творчеству, Курбский
подчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо
беззаконие --это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых
законов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно. В его
политико*правовых воззрениях намечаются элементы естественно-правовой
концепции, с которой связаны учения о государстве и праве уже в Новое время.
Представления о праве и правде, добре и справедливости воспринимаются как
составные компоненты естественных законов, посредством которых божественная
воля сохраняет на земле свое высшее творение -- человека.
Правоприменительная
практика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и во
внесудебном ее варианте. Современное состояние суда вызывает глубокое
неодобрение у Курбского. Суд совершается в государстве неправосудно и
немилостиво. “А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именно
справедливый суд и защита, то давно уже исчезло” в государстве, где давно
опровергохом законы и уставы святые”.
Возражает
князь Андрей и против участиршегося применения жестоких наказаний, особо
выделяя среди них смертную казнь, которая, по его представлениям, должна
назначаться в исключительных случаях и только по отношению к нераскаяв- шимся
преступникам.
Характеризуя
произвол и беззаконие, Курбский критически отмечает распространение жестоких и
позорящих наказаний, а также практику их исполнения не государственными
чиновниками ( палачами), а обычными людьми, не имеющими никакого отношения к
судебным ведомствам. Заставляют людей обычных, свидетельствует он, “самим руки
кровавить и резать человеков”.
Наилучшим
вариантом организации формы государственной власти ему представляется монархия
с выборным сословно- представительным органом, участвующим в разрешении всех
наиважнейших дел в государстве. “Царь аще почтен царством- должен искать
доброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек”,
при этом “самому царю достоит яко главе были и любити мудрых советников своих”.
Ивану III сопутствовали большие воинские и политические удачи именно потому,
что он часто и помногу советовался с “мудрыми и мужественными сигклиты его*. и
ничто же начинати без глубочайшего и многого совета”. Курбский был не только
за создание представительного органа (Совет всенародных человек), но и
различных “сителитов”, состоящих из советников “разумных и совершенных во
старости мастите-, во среднем веку, тако же предобрых и храбрых и тех и онех в
военных и земских вещах по всему искушенных”, т. е. специалистов самых
различных профилей, без совета которых “ничесоже устроити или мысли- ти” в
государстве не следует.
Форма
государственного устройства в виде единой централизованной государственной
системы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась.
Таким
образом, князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде
сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие
полномочия могли бы быть реализованы только на основании надлежащим образом
принятых законов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|