История : Доклад: Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"
Доклад: Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"
Политическая концепция -- "Москва --
третий Рим".
Автор
теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва--третий
Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение
развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее
назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией.
О
самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова
монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь
традиционной самоуничижи- тельной формулой: “человек сельский, учился буквам, а
еллин- ских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми
философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника
сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из
монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”).
Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность,
благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю... боярам и
наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию
он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Муне- хину и великим
князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.
Наиболее
подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для
всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит
династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая
Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено
великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин... Блаженный
святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до
тебе”.
Многократно
обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его
традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от “правды”, но заботлив и
справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать “плачущих
и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих”.
Высокое
представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного
подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет
государю волю его “творити и заповеди хранити во всем”, а если и придется
кому-либо понапрасну терпеть “царское великое наказание”, то возможно только
выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности
государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях.
Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными
пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и
его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации
власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем,
чтобы и подданные его жили по законам.
Сохранившая
верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне
успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и
благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России ФилЕ- фей
сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех
русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не
исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.
Развитая
Филофеем в политическую теорию формула “третьего Рима” была не нова для
литературы XV--XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной
религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея
приблизило их к современным условияш политико- правовой жизни русского
общества.
Современники
так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила --ни во время
жизни мыслителя, ни впоследствии --оправданием или обоснованием каких-либо
агрессий.
Теория
Филофея “Москва -- третий Рим” получила большое распространение, она
неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав
храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и
была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены
в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее
доктриной, получившей официальное признание.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
|