История : Доклад: Цивилизация Майя
Доклад: Цивилизация Майя
Общие сведения о Майя
Если
мы соединим одной линией Чичен-Ицу на севере Юкатана и Копан (в Гондурасе) на
юге, а Тикаль и Ишкун (в Гватемале) на востоке через город Гватемалу с Паленке
(Чиапас) на западе, мы очертим примерные границы цивилизации майя. Одновременно
эти линии ограничат ту территорию, которую в 1881-1894 годах объездил
англичанин Альфред Персифаль Моудсли. Альфред Персифаль Моудсли сделал то
необходимое, что помогло сдвинуть исследование с мертвой точки. Он проделал
семь походов в джунгли и привез с собой не только описание этих походов и
зарисовки, но и оригинальные материалы: тщательно сделанные оттиски и гипсовые
слепки с рельефов и надписей. Его коллекция попала в Англию, первоначально в
Музей Виктории и Альберта, затем в Британский музей. Когда "Коллекция
Моудсли " стала доступной исследователям, наука получила материалы, с
помощью которых можно было заставить все эти памятники рассказать и о своем
возрасте и о своем происхождении.
Календарь Майя
Теперь
ученые, стоя с рисунками де Ланды в руках перед храмами, статуями, стелами
майя, вооруженные знаниями иероглифических цифр майя, сумели увидеть, что на
всех этих, сделанных из камня и с помощью каменных орудий памятниках древнего
народа не было ни одного орнамента, рельефа, фриза или изображения животного,
которое не было бы связано с какой-либо датой. Каждое строение майя было
окаменевшим календарем. Случайности здесь не оставалось места: эстетика была
подчинена математике. Выяснилось, что все эти звероподобные лики изображали
либо какую-то цифру, либо даже целую календарную схему. Теперь выяснилось, что
повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент означал
количество прошедших циклов времени, а сама лестница, насчитывавшая семьдесят
пять ступенек, означала число прошедших после окончания цикла дней (пятнадцать
раз по пять). Другого подобного примера полного подчинения архитектуры и
искусства календарю нет нигде в мире. По мере того как наука все глубже
проникала в тайны календаря, цивилизация майя поразила исследователей еще одним
открытием, календарь майя был лучшим на свете. Он был построен совсем по иному
принципу, чем все известные нам календари, и тем не менее был самым точным. Его
структура, если оставить в стороне тонкости, которые и поныне еще далеко не
выяснены, выглядит следующим образом. Он состоял из нескольких циклов: первый -
260-дневный цикл, в котором повторялись названия дня и числа недели (необходимо
иметь в виду, что дни недели у майя обозначались числами от 1 до 13, то есть
неделя была тринадцатидневной, а дни месяца имели 20 названий и, кроме того,
тоже обозначались числами от 0 до 19 - первый день считался нулевым). Этот цикл
называется "цолькин". Второй - 4-летний цикл, в котором повторялись
названия дня и числа месяца. Год майя - "хааб" - состоял из 365 дней
(18 двадцатидневных месяцев и пять добавочных дней). Существовал еще и третий
цикл, представлявший своего рода комбинацию "цолькина" и
"хааба". Это так называемый "календарный круг" - 52-летний
цикл (тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно
важную роль в жизни майя. Наконец, майя пользовались и "длинным
счетом" по "к'атунам" - "двадцатилетиям", который
велся от определенной начальной даты. Исходная дата майя "4 Ахау, 8
Кумху" соответствует по своей функции дате начала христианского
летосчисления, - только по своей функции, но не по дате. Пользуясь своим
способом летосчисления, настолько разработанного в деталях и сложного, майя
превзошли по точности все остальные календари на свете. Мы неправы, считая
будто современный календарь является лучшим; он несколько лучше
предшествовавших календарей. Так, в 238 году до н.э. Птоломей III несколько
исправил древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так
называемый Юлианский календарь, который просуществовал вплоть до 1587 года,
когда папа Григорий ХIII заменил его новым, так называемым Григорианским
календарем. И если мы сравним данные о протяженности года всех этих календарей
с данными астрономических исчислений, то мы увидим, что наиболее точным
календарем был именно календарь майя.
Длина
года составляет:
согласно
Юлианскому календарю |
365,
250 000 дней |
согласно
Григорианскому календарю |
365,
242 500 дней |
согласно
календарю майя |
365,
242 129 дней |
согласно
астрономическим исчислениям |
365,
242 198 дней |
В
различные периоды своей истории майя по-разному записывали даты исторических
событий. Во времена так называемого Древнего царства майя в основном
употребляли "долгое счисление", состоявшее в том, что на памятнике
записывалось количество годов и дней, истекших от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху
(повидимому, дата конца последнего потопа, которых, по мифологическим
представлениям древних майя, было несколько) до момента воздвижения данного памятника.
Прошедшее время отмечалось количеством истекших дней (на языке майя - кин),
месяцев по двадцать дней (виналь), годов по восемнадцать месяцев (тун),
периодов в двадцать лет (к'атун) и циклов, состоявших из двадцати к'атунов
каждый (бактун), равняющихся 144 тыс. дней, т. е. приблизительно 400 наших лет.
Таким образом, какя-нибудь дата, записанная по способу "долгого
счисления", имела приблизительно следующий вид: "от начальной даты 4
Ахау 8 Кумху прошло восемь бактунов, четырнадцать катунов, три туна, один
виналь и двенадцать кин до дня сооружения этого здания". Такого рода
хронологическая надпись, часто встречающаяся на древних памятниках майя, носит
у современных исследователей название"начальной серии", так как чаще
всего помещается в начале текста. В конце "начальной серии" обычно
помещалась еще дата 52-летнего цикла. Если бы было известно соотношение даже
только одной "начальной серии" с датами нашего календаря, то
вычисление дат по хронологии майя не представляло бы никаких затруднений, и
определений, на какое число нашего календаря падал этот исходный день. Но
двойная запись дат по хронологической системе майя и по нашему летосчислению
имеется только в документах, относящихся ко времени после испанского
завоевания, т.е. к концу Нового царства майя. В этот период майя записывали
даты исторических событий посредством так называемого "краткого
счисления", гораздо менее совершенного. (Оно появилось у майя, возможно, в
результате тольтекского завоевания). Согласно этой системе счисления, одноименные
даты могут повторяться через 93 600 дней (т.е. около 256 лет). Исходный момент
"долгого счисления" - 4 Ахау 8 Кумху - современные ученые могли
установить только при помощи "краткого счисления". Поэтому
исследователи расходятся в вопросе о вырожении этой мифической начальной даты в
числах нашего календаря. Одни (например, Г.Спинден) относят ее к 13 октября
3373 года до н.э., другие (М. Эрнандес, Дж.Томпсон, С.Г.Морли) - к 7 сентября
3113 года до н.э., т.е. приблизительно на 260 лет позже. Большинство специалистов
сейчас придерживается последней системы пересчета, однако и она не может
объяснить целого ряда спорных моментов. В частности, последние исследования по
радиоуглеродному анализу подтверждают скорее даты по системе пересчета
Г.Спиндена.
Загадки календаря Майа
Снова
мы возвращаемся к календарю, который остается одной из загадок цивилизации
майя. Одни ученые считают, что этот народ, который вел точнейшие
астрономические наблюдения и оперировал самыми сложными математическими
выкладками, что говорит о рационалистическом характере его мышления. В конце
концов погряз в мистицизме: народ майя, создатель самого лучшего на свете
календаря, стал в то же время его рабом. Эту гипотезу поддерживал и Керам.
Другие ученые считали, что календарь майя возник в связи с необходимостью
точного определения срока посевов и жатвы и, следовательно, был первоначально
полностью подчинен чисто хозяйственным интересам. С развитием классовых
отношений в обществе майя вопросы календаря, связанного с культом божеств
плодородия, стали компетенцией жреческой прослойки, использовавшей свои
астрономические познания для укрепления своего влияния среди трудящихся масс.
Повышенный интерес к вопросам календаря и астрономии майя у большинства ученых
объясняется лишь тем, что их попытки раскрыть тайну чтения некалендарных
иероглифов майя потерпели неудачу. Вследствие этого ряд исследователей упорно
утверждали, что в надписях майя единственные рациональные данные можно получить
лишь из календарных дат, а все остальные знаки письма майя имеют только сугубо
ритуальный и мистический характер, и что понять их невозможно. Эти утверждения
были опровергнуты исследованиями ученого Ю.В.Кнорозова, показавшего в своих
работах по расшифровке письменности майя, что иероглифика майя подчиняется тем
же основным закономерностям развития письма, как и все другие иероглифические
системы, в часности иероглифике народов древнего Востока. Но календарь майя и
по сей день таит в себе много неразгаданных тайн и загадок
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://raskopki.narod.ru/
|