рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Историческая личность > Боэций

Историческая личность : Боэций

Боэций

Дата добавления: март 2006г.

В 10-й песне “Рая” среди 12 великих мудрецов Данте воспел “безгрешный дух, который лживость мира являет внявшему его словам”. Эти строки посвящены Боэцию, “последнему римлянину”, включенному затем в число наиболее почитаемых учителей средневековья. Его произведения в течение многих веков служили фундаментом средневековой философии, системы образования, литературы и теории музыки. И не случайно при рассмотрении процесса становления раннесредневековой культуры проблема иногда формулируется так: “Августин или Боэций? ”. Тем самым уравниваются роли Боэция, завершавшего языческую античную традицию, и крупнейшего христианского теолога. [1 В. И. Уколова. “Последний римлянин” Боэций // Вопросы истории. -1981. -№2. -С. 183] Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме около 480 г, то есть в весьма драматичное для Европы время. В 476 г. пала Западная Римская империя, предводитель германцев Одоакр низложил ее последнего императора Ромула Августула и взял бразды правления в свои руки. [2В. И. Уколова. Античное наследие и культура раннего средневековья. -М. :Наука. -1989. -С. 29] На развалинах империи возникли варварские королевства. В это время складывалась и новая культура, сменявшая позднеантичную. Боэций лишился отца еще в детстве и был взят на воспитание Квинтом Аврелием Меммпем Симмахом – консулом, затем главой сената и префектом города Рима. В семье сенатора Симмаха Боэций получил достойное воспитание, а в дальнейшем при его содействии и превосходное образование. Дочь Симмаха, Рустициана, стала потом его женой. По праву рождения Боэций принадлежал к высшей римской знати, являлся наследником знаменитых родов Анициев и Манлиев, давших стране выдающихся полководцев и государственных деятелен. Богатый род Анициев находился в непосредственном родстве с византийскими императорами. Отец философа, тоже Боэций, служил консулом; его дед сражался бок о бок с Аэцием, победителем гуннов на Каталаунских полях, а затем разделил его участь, пав от руки наемных убийц. Таким образом, происхождение Боэция уже предвосхитило его будущее. Боэций уже в молодые годы отличался незаурядной ученостью. Едва перешагнув рубеж 20-летия, он написал цикл трактатов по арифметике, музыке, геометрии и астрономии. До нас дошли два: “Наставления к арифметике” и “Наставления к музыке”, написанные на классическом латинском языке, отмеченные точностью формулировок и четкой интерпретацией положений. Эти трактаты надолго определили развитие средневековой системы образования, став самыми популярными учебниками. Даже в XV в. немецкий теоретик музыки Адам из Фульды упрекал учеников: “Несчастные, позорно не знать, что сказал Боэций в своих “Наставлениях к музыке”. В Оксфордском университете по этому трактату обучались вплоть до XVIII столетия.

О начале политической карьеры Боэция мы почти ничего не знаем. Известно только, что он рано становится сенатором, а в 510 г. — консулом. О своем консульстве Боэций упоминает в написанном в том же году комментарии на “Категории”, где он сетует на то, что “общественные дела не оставляют ему теперь времени на научные занятия”. Последующие годы Боэций посвятил в основном философским изысканиям. Он проделал огромную работу, переведя на латинский язык значительную часть “Органона” Аристотеля, что составило фрагмент запланированного им дела — дать латинские версии и прокомментировать все сочинения Платона и Аристотеля, чтобы показать внутреннее единство величайших философских систем античности. До XII в. труды Аристотеля Западная Европа знала преимущественно по переводам и комментариям Боэция. Им были написаны также комментарии к “Введению” Порфирия в “Комментарии” Аристотеля, затем комментарии к “Топике” Аристотеля и “Топике” Цицерона. В процессе этой работы Боэций заложил наряду с Аврелием Августином основы философского метода, впоследствие получившего название схоластического. [3 В. И. Уколова. “Последний римлянин” Боэций // Вопросы истории. -1981. -№2. -С. 185] Боэций не случайно считается “отцом схоластики”* [* Схоластика –религиозно-философские учения западноевропейского средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели путь постижения бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. (Философская энциклопедия. -Т. 5. -С. 170)]. Он сформулировал основной круг проблем, впоследствии дебатировавшихся ею. Знаменитый спор между номиналистами и реалистами об универсалиях получил толчок от Боэциевой интерпретации этой представленной еще у Аристотеля и перипатетиков проблематики. Влияние сочинений Боэция испытали Ноткер и Росцолин, Пьер Абеляр и Фома Аквинский. Его произведения, затрагивающие логическую проблематику, входили в число обязательных для изучения в Парижском университете, одном из основных центров средневековой философии.

Говоря о значении творчества Боэция, необходимо отметить, что произнося слова “субстанция”, “эссенция”, “персона”, “интеллектуальный”, “рациональный”, “иррациональный”, “спекулятивный”, “предикативный”, “натуральный”, “формальный”, “темпоральный”, “суппозиция”, “субсистепция”, “субституция”, “субальтернация”, “дескрипция”, “дефиниция”, “акциденция”, “атрибут”, “антецедент”, “консеквент” и многие другие латинизмы, без которых уже трудно обойтись нашему философскому и научному языку, современный европеец не подозревает, что он пользуется этими терминами именно благодаря Боэцию, который в то далекое и почти забытое теперь время отчасти сам их придумал, отчасти впервые определил и ввел в литературный оборот почти в том же самом значении, в каком мы их сейчас употребляем. [5 Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. “Утешение Философией” и другие трактаты. -М. :Наука. -1990. -С. 316] На этом научно-философском языке Боэция беседовали в средневековых школах и университетах; на нем, считая его уже чем-то естественным и обычным, говорили знаменитые философы XVII в. Им же все еще пользуемся и мы, хотя воспринят он нами не прямо от Боэция. Без огромной и столь важной работы Боэция по выяснению, уточнению, переводу и детализации философской, логической терминологии очень трудно представить себе весь дальнейший ход развития средневековой схоластики, получившей в результате этого труда не только необходимый терминологический аппарат, но иметодику доказательств. Ценность его деятельности в этом направлении состоит также в выработке метода философствования. Боэций занимался обоснованием системы образования и созданием соответствующих латинских учебников, обобщавших и интерпретировавших в доступной (но не примитивной) форме достижения греков в области арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Особенно показательно, что уже в начале своей деятельности он понимал необходимость не только популяризации античного знания, но и целенаправленного определения структуры и новых задач обучения. Боэций окончательно обосновал и закрепил формальное разделение системы “семи свободных искусств” на две ступени — “тривиум” и “квадривиум” [6Уколова В. И. Мировоззрение Боэция и античная традиция // Вестник древней истории. -1981. -№3. -С. 78].

Литературное наследие Боэция включает в себя более двадцати произведений, которые можно распределить по четырем тематическим группам: 1) учебные руководства по “свободным наукам”; 2) сочинения по логике, включая переводы, комментарии и трактаты; 3) теологические работы; 4) художественно-философская работа “Утешение Философией”, которая до нас не дошла. [7 Майоров Г. Г. Там же. -С. 334] В целом труды Боэция все же довольно хорошо сохранились. Древнейшие из сохранившихся рукописей сочинений Боэция датируются VI веком, многие — IX, X, XI веками. Уже в XV в. итальянские гуманисты на основании средневековых кодексов определили более или менее точно полный комплекс сочинений Боэция, и тогда же его работы были изданы типографски Позднее, в 1546 г. в Базеле Глареан осуществил издание, которое, повторенное в 1570 г. , остается и по сей день последним полным собранием текстов Боэция.

В средние века произведения Боэция служили одним из главных источников философской образованности, а поэтому содержащиеся в них идеи, образы и формулировки, способы рассуждения и даже иллюстрирующие их примеры довольно скоро стали для западного европейца чем-то само собой разумеющимся, некими “общими местами”, так что упоминать об их происхождении уже тогда считалось необязательным. Через все западное средневековье прошла тема “утешающей Философии” (или – Теологии”, как у парижского мистика Герсона) и тема “превратностей фортуны”, нашедшая себе место и в серьезных богословских трактатах, и в куртуазных романах, и в вольной поэзии трубадуров. А ведь темы эти вошли в обиход средневековой культуры именно через Боэция, через самое знаменитоеего сочинение — “Утешение Философией”, бывшее много столетий настольной книгой каждого образованного человека на Западе. Не менее глубокий след оставили его логические сочинения, особенно его комментарии на Порфирия. Как раз отсюда пришла в средние века затронувшая почти всех выдающихся латинских мыслителей этой эпохи проблема универсалий. Проблема эта жила потом уже собственной жизнью, но введена она была все-такиБоэцием.

Собственным содержанием средневековой мысли стали многие темы и проблемы, выдвинутые Боэцием в его теологических трактатах, а также в работах математического цикла. Боэциевский компонент средневековой культуры, уже почти полностью интегрированный и “обобществленный”, был передан Возрождению, а через него был унаследован национальными культурами Нового и Новейшего времени. Конечно, отнюдь не чтение трудов Боэция привлекло к проблеме общих сущностей (“универсалий”) столь серьезное внимание Спинозы, Гоббса, Локка, Гегеля, а затем — Брэдли, Кроче, Рассела и многих других. И все-таки нет сомнений, что каждый из этих мыслителей остается обязанным Боэцию. Сегодня Боэция читают немногие, но это не исключает, что многие, не ведая того, пользуются материалом, вошедшим когда-то в культуруименно через его произведения.

Что же касается “Утешения”, то это была не только одна из самых читаемых и обсуждаемых латинских книг средних веков, но это была еще и книга, сыгравшая свою особую роль в формировании национальных европейских культур: английской, провансальской и итальянской. Еще в девятом веке англо-саксонский король Альфред Великий, покровитель просвещения и сам поэт, перевел эту книгу на староанглийский, такимобразом “Утешение Философией” стало одним из древнейших памятников англоязычной литературы. Войдя в нее с благословения и при прямом участии легендарногокороля, книга надолго сохранила в этой литературе значение вдохновляющего образца и примера для подражания. Среди переводчиков и подражателей “Утешения” значатся такие имена, как Чосер, Томас Мор и королева Елизавета Тюдор. Прямо или косвенно“Утешение” повлияло и на Шекспира. Ведь не случайно основной мотив шекспировской драматической и лирической поэзии — тот же, что и лейтмотив книги Боэция: непредсказуемые превратности человеческой судьбы и величие возвышающегося над судьбой свободного человеческого духа. В итальянской литературе влияние “Утешения” прослеживается с момента ее возникновения. Очень отчетливо оно выразилось у Данте, который использовал приемы Боэция в “Пире”, подражал ему в “Новой жизни, а в своей бессмертной “Комедии” поместил его в Раю среди главных докторов церкви, увековечив его в стихах. Несколько особняком стоят теологические трактаты Боэция. В средние века под его именем было известно более десяти различных произведений по вопросам христианской догматики. Наиболее известным из них было сочинение “О Троице”, которое прокомментировал Фома Аквинский. Начиная с XVIIIв. , в литературе о Боэции неоднократно высказывалось мнение, что эти трактаты не принадлежат перу Боэция, однако обнаруженный Холдером и опубликованный и 1877 г. Г. Узенером фрагмент из утраченного сочинения Кассиодора, бывшего квестора короля Теодориха, в котором сообщается, что Боэций написал книгу о святой Троице, некоторые сочинения по вопросам догматики и книгу против несториан, позволяет признать указанные трактаты принадлежащими философу [8В. И. Уколова. Мировоззрение Боэция и античная традиция // Вестник древней истории. -1981. -№3. -С. 79].

Из философских авторитетов раннего западноевропейского средневековья Боэций был, пожалуй, вторым после Августина, а в логике — даже и первым. Высок был его престиж и в теологии. Сохранилось также мнение о заслугах Боэция, принадлежащее грамматику, причем одному из крупнейших в античном мире. Речь идет о современном Боэцию латинском грамматике Присциане, жившем при византийском дворе. В одном из своих сочинений он писал: “Боэций достиг всеобщего признания и вершин всех наук”, имея в виду, наверное, и саму грамматику. Таким образом, еще при жизни Боэций достиг славы универсального ученого, проявившего себя во всех такназываемых “свободных”, или “благородных”, науках, т. е. как в словесных — грамматике, риторике и диалектике, так и в математических — арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Но слава истинного философа и выдающейся исторической личности пришла к нему все же только после смерти. Первым, кто именно так оценил значение Боэция, был византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, который оказал о Боэции, что он“превзошел всех других римлян и чужестранцев своими деяниями в философии и справедливостью” . В 522 г. закончился пик карьеры Боэция. Вскоре после ложного доноса он был обвинен в государственной измене, тайных сношениях с Византией, выслан в Тичин. В 525 г. философ был казнен. Его гибель была следствием распада временного союза римлян и готов. Боэций стал жертвой Теодориха, важнейшие социальные и политические начинания которго претерпели к этому времени неудачу. Так закончился блестящий жизненный путь выдающегося деятеля культуры, науки, философии Боэция.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.