рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Государство и право > Роль силы в ненасильственной борьбе

Государство и право : Роль силы в ненасильственной борьбе

Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ имени Н.Э.Баумана

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :

“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

Cтудент :

Группа

:

Преподаватель :

Волкова И.В.

МОСКВА 1996 год.

- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и

более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;

без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё

чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих

социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо

ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием

, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо

авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются

идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой

привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова

’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от

привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные

этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех

народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,

формой общественного развития , а наряду с этим существовали

упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на

уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,

пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и

состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в

правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев

теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный

материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,

и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-

этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней

заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений

насилие в отношении ярых противников истинной веры или

вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого

заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы

стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и

это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -

ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных

культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее

понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах

Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,

полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей

составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-

цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По

словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и

даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место

среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои

друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому

является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из

джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно

избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не

должен грешить против земли или позволять другим делать это ...

Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,

знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что

плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот

... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе

имело негативные последствия для судеб народов

Востока . Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество .

Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается

как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не

признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку

допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко

свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в

индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек

рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности

социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -

императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во

имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче

говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной

стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с

другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению

к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с

античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по

отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе

управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,

придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив

первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи

индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени

происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным

обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”

и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право

на жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада

помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу

нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда

исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,

сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по

отношению к природе , и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира

это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от

насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или

подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и

достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска

компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,

мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-

труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,

со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической

ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не

означает отказ от власти , а лишь от определённых форм

осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно -

насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни

самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?

Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но

и занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл

своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной

борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание

природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,

если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,

и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не

видят в насилии источник политического могущества . Эти представления

связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той

роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические

, экономические и политические методы воздействия на оппонента (

согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики

которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а

оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к

взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200

методов символического протеста , социального несотрудничества ,

экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического

несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может

варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного

правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “

ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не

менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,

которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди

и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не

принимали в принципе обязательства использовать только мирные

средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к

нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при

наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной

стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,

хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти

средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой

стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном

конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,

обычно обладает значительной административной , экономической ,

политической и военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

политического курса и действий группы , которая рассматривается в

качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой

” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

обозначения всей совокупности различных видов воздействия и

давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить

себя , реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию

, людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и

институты на определённое действие .Такого рода сила может быть

использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой

цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других

людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;

сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и

отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или

институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств ,

государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она

может быть использована непосредственно , но может быть и резервной

способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов ,

так и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы

для краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни

всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство

правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от

сотрудничества населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

населения , а также формы и устойчивость их организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,

такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие

или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.

5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые

ресурсы,

экономическая система , система связи и транспорта .

6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые

имеются в распоряжении правителей для применения их как против

подданных , так и в международных конфликтах .

Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или

все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко (

если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны

полностью или полностью

отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от

сочетания этих источников .

Правители в большей мере зависят от повиновения и

сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,

подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение ,

которое только и делает существование правительства возможным . Эта

потеря власти ведёт к

дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней

степени , это угрожает самому существованию такого правительства .

Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества

опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством

подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей

системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют

благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а

правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более

обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они

нуждаются в подобно содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не

только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п.

, но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые

образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации

, отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты

могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания

содействия , достаточного

для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность

реализовывать свой политический курс .

Границы принуждения

Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и

неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они

должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе

необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять

санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны

благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает

существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет

её политический курс .

Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою

очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только

санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних

воздействий . К тому же сама способность правителей применять

санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит

от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или

прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а

- 7 -

явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .

Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут

недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .

Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей

- особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций

зависит от

реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они

применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают

на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в

случае применения санкций , всегда существует возможность выбора ,

проявления своей

воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда

люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не

сделать этого .

В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это

представляет серьёзную угрозу силе правителей .

Объединённое сопротивление

Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или

непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,

повиновения и содействия , которых правители должны добиться от

своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при

определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или

изолировать эти источники силы путём

уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и

повиновения .

Если силу правителей можно регулировать путём отказа от

помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно

быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти

действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы

вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и

несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт

или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы

переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет

политически значимой . Свобода действия правителей обратно

пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих

институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов

. Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена

путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение

от сотрудничества .

Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения

сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда

конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в

зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что

власть утверждается только насилием и что победа неизбежно

достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,

является ошибочным . На самом деле главным является решимость не

повиноваться и способность к сопротивлению .

Такое понимание сущности политической власти может быть

реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического

правительства должно быть активно выражено в отказе от

сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или

массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому

большинству не хватает независимой организации , тогда подданные

обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на

один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,

нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.

- 8 -

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом предопределяет

возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура

выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в

которых и сконцентрирована политическая сила .

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от

общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны

включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные

классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и

экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,

провинции и регионы , органы местной администрации , организации

добровольцев и политические партии . Но чаще всего

эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально

признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут

быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже

восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в

противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет

определяться их способностью действовать независимо и контролировать

действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти

и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их

централизации или децентрализации , принятые в них процедуры

выработки решений , степень их внутренней прочности и

жизнеобеспеченности .

Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно

определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя

. Когда сила как бы разлита в обществе между различными

общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью

будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные

структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .

Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,

с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или

путём различных ограничений нарушено их независимое существование и

автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью

станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к

общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.

Потенциальная способность общества контролировать правителей во

многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У

общества , в котором существуют группы и институты , обладающие

значительной социальной силой и способные к независимому действию ,

больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым

противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные

одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с

помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих

целей .

Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,

только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или

социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,

сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур

отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное

значение .

- 9 -

Таким образом возможность контроля за действиями правителей со

стороны негосударственных институтов общества будет определяться

следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)

количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их

независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими

институтами ; 5) степенью

влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью

людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .

Если все эти

факторы наличествует в достаточной степени , то общество может

выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может

и совсем перекрыть их доступ к силе .

Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или

косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять

правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их

намерения .

Ослабление силы правителей

Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,

проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,

они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества

, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .

Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие

могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут

отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать

пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .

Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,

правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые

были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за

того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее

политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима

уничтожается .

Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих

правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .

Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия

. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании

существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику

развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и

тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому

относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам

необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -

той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .

Система ненасильственных средств борьбы

Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств

борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,

нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат

”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,

стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять

избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия

настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,

что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше

времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами

ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно

быстрого срока .

- 10 -

Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как

реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко

различаются три определённых класса ненасильственного оружия в

ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,

несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия

ненасильственной борьбы могут изменить

существующие социальные , экономические или политические отношения и

одновременно основательно изменить баланс сил .

Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом

символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке

убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством

кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной

интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование

, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги

протеста .

Самая незначительная группа ненасильственных методов включает

несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в

намеренном

неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых

существующих отношениях - экономических , социальных или политических .

Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или

незаконными .

Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы

социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы

экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические

бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (

также известные как политические бойкоты ) . Умение групп

ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -

социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно

важным в динамике ненасильственной борьбы .

Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых

ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,

сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,

утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические

структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без

сотрудничества , создание параллельного правительства .

Овладение силой

Ненасильственные действия прибегают к силе как для

противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .

Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники

силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое

действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы

носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно

носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном

политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от

населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо

нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов

, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные

санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :

сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут

парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить

армию .

Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как

более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем

это

- 11 -

осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций

оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою

возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,

провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,

ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что

репрессии оппонента не в состоянии запугать население .

Продолжительное сопротивление наряду с

поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных

сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить

их .

Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может

очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,

что насилию оппонента противостоят опосредованно .

На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,

применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во

внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя

лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и

знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .

Репрессии

Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть

слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных

ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию .

Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя

ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или

незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и

механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и

силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента .

Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут

быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества

, разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов ,

заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных

лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений ,

пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов мести

.Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов .

Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть

неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть

более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания ,

использующего насилие , а также обычной или партизанской войны .

Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того ,

что ненасильственное действие представляет реальную угрозу

установленному порядку , они косвенно подтверждают силу

ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не

являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и

военные действия противника - для отказа от какого-либо военного

сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия

против оппонента , который способен и стремится использовать

ненасильственные санкции .

Ненасильственная дисциплина в действии

Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать

покорность .

Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на

сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению .

Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также

отказ от лояльности

- 12 -

заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки

опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении

ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в

уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её

шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех ,

ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики .

Крупномасштабное , решительное и умелое использование

ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические

проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование

ими своих сил . Вызывая

репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия

сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их

поддержку и ослабить власть .

Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у

них есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения .

Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом

превосходящего насилия групп , придерживающихся как ненасильственных ,

так и насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина

также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который

основательно может изменить

соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут ,

в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят ,

нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие ,

использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей

тех , кто их поддерживал и активизировать участников

ненасильственного сопротивления .

Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед

лицом репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив

, оно способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных

изменений в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно

пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть поражение .

Политическое джиу - джитсу

Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы ,

группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию

несколькими путями.

Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся ,

антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к

ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения

может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в

ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам

репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию

и политике режима . Хотя действенность национального и международного

общественного мнения различается , последнее может ненасильственно

поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к

значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники ,

агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к

сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости

такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во

внутренние разногласия и одновременно даже в несотрудничество и

непослушание в рядах правителей , что может выразиться в забастовках

и мятежах . Репрессии , направленные на участников ненасильственного

сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента . Это и

есть политическое ” джиу - джитсу” в действии .

- 13 -

Перестановка сил

Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в

значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к

изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких факторов

. Процесс политического джиу-джитсу имеет очень значительное влияние

на возможный рост силы группы ненасильственного действия и на

возможность сокращения силы оппонента .

Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту

своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны

более широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой ”

группы . Природа

ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся

получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди

сторонников оппонента.

Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту ,

которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой

поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно

влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления

или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда

различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в

конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть

опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению ,

находящихся за пределами страны .

Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и

в другой ситуации .

Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться

внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и

число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или

стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников

оппонента и степень официальной поддержки может до крайности

возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения ,

помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять действия

и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут

влиять третьи партии , которые могут перейти с позиции безразличия

или нейтралитета к поддержек или противодействию какой-либо из двух

сторон .

Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения

возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в

сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может

постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе

борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии

, параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие

.

Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и

конечный исход борьбы .

Четыре способа достижения изменений

Несмотря на различия между видами ненасильственных действий ,

можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые

происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2)

приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение .

При обращении , в результате действий ненасильственной группы ,

оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое

изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .

- 14 -

В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не

подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих

способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента

пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае

приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования

без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу .

Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим , что

он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять

внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать

значительных бедствий или сохранить свою репутацию .

Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения

позиции .

Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением

и разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной ,

экономической или политической ситуации , а также широких слоёв

населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное

соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина

конфликта .

Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть

целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям

оппонента . Ненасильственные действия становятся средством принуждения

, когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха на

основе существенного лишения оппонента источников силы .

Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда

воля оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях

: 1) когда открытое

неповиновение становится настолько распространённым и массовым , что

уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2) когда

система парализована или 3) когда способность оппонента применять

репрессии и полицию решительно пресечена благодаря повсеместным

мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со

стороны бюрократии или массовому отступлению властей и поддержке

населения . Но при этом у оппонента сохраняется некоторая сила и

он продолжает существовать в качестве органа , который может

капитулировать или подвергнуться принудительным изменениям .

Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники

силы правителей настолько разъединены или иссякли , что они просто

перестают существовать как группа . Даже чтобы принять поражение , не

остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не существует .

Изменения источников силы

Ненасильственное действие может снизить действенность

каждого из источников силы следующими путями :

!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой

демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась .

Борьба может способствовать отчуждению большинства людей от

правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к

другой власти , даже к параллельному правительству .

2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные

действия могут также уменьшить или свести на нет людские ресурсы

путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной массы

подданных , которые поддерживают и приводят в действие систему .

Наглядное количественное увеличение несотрудничающих , непослушных и

действующих вызывающе членов

- 15 -

” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .

Отлив людей воздействует и на другие необходимые источники

силы

( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом ,

правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время ,

когда их способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление

растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге

режим может оказаться бессильным .

3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают

специальными навыками или знаниями особой важности . Это - специалисты-

администраторы ,

официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от поддержки

правителей непропорционально ослабляет власть . Не только полный

отказ

специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная

помощь может сыграть важную роль .

4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по

отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному действию .

5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить

или дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов :

контроль над экономической системой транспортом , средствами

сообщения ,финансами , сырьём и т . п .

6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять даже

на способность оппонента применять санкции . Отказ иностранных

государств продавать оружие или забастовки на военных заводах ,

фабриках , на транспорте могут представлять угрозу вооружённым силам

правителей . В некоторых

случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть

сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить

потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять

приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще , что

становится фактором ненасильственного воздействия на правителей или

их дезинтеграции как жизнеспособной группы .

Изменения в сражающихся группах

Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на

участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и применяют

на практике технику ненасильственных действий , у них появляется

больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в своей

способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к

уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию

своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных

конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится

достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и

солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих

результатов .

Подведение итогов

Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и

сталинизма , конфронтация , в том числе и военная , между различными

государствами , расизм , этнонациональные конфликты , многочисленные

факты насилия в обыденной жизни , - всё это показывает , что и в

20 в. человечество не избавилось от агрессивности и насилия .

Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели

лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .

- 16 -

О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке насилия

и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие из

моральной идеи в действенный принцип социально- политических

ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не видеть

того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт

новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .

Какие же отдельные практические шаги можно было бы

предпринять для избавления человечества от насилия и агрессии ? В

стратегической сфере , на мой взгляд , - это радикальная

демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики в

соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное разоружение

и уничтожение вместе с ним всех иных средств массового поражения :

радикальное и многократное сокращение армии с переходом , в

конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно

, к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными

бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ

от службы в армии по соображениям совести и обеспечение ”

отказников ” альтернативной гражданской службой ; переключение средств

из военного бюджета на социальные программы . Пересмотр системы

образования с включением в него гуманистических , ненасильственных

традиций , естественно , отмена военной подготовки в учебных

институтах и школах , которая сейчас всё ещё сохраняется под другим

названием .

В области общественного устройства - это осуществление не

только выборной представительной демократии , но и демократии участия

людей , когда сами граждане имеют возможность влиять на принятие

решений от которых они зависят , и непосредственно участвовать в

их принятии . Отказ от

жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге ведут

к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической

структуре .

Создание широкой системы местных и региональных

объединений гражданских движений , действующих на основе

самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы .

Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая

часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека ,

отменой смертной казни и изменением уголовного законодательства .

Ненасильственные действия способны противостоять даже наиболее

безжалостным правителям и военным режимам , потому что они

задевают самые уязвимые места всех иерархических институтов и

правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на репрессии

, источники силы могут быть ограничены или в достаточной степени

разъединены , политическая система и силы режима будут парализованы

. В некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в результате

политического голода .

Это понимание природы политической силы и межкультурное

истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём , показывает

, что ненасильственная борьба не замыкается в культурных или

национальных границах . Понимание этого исключительно важно при

решении проблем национального освобождения , международной агрессии и

внутренней узурпации во всех частях света .

- 17 -

Список используемой литературы :

1) Политологический словарь ;

2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .

3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .

4) Евангелие .

5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.

-1-

Содержание :

стр.

Теория ненасилия ( Введение )

............................................................................

2

Понятие

силы........................................................................

................................4

Зависимость

правителей..................................................................

.................5

Границы

принуждения.................................................................

......................6

Объединённое

сопротивление...............................................................

.............7

Структурные основы

общества....................................................................

..7

Ослабление силы

правителей..................................................................

..........9

Система ненасильственных средств

борьбы.................................................9

Овладение

силой.......................................................................

...........................10

Репрессии...................................................................

...........................................11

Ненасильственная дисциплина в

действии......................................................11

Политическое джиу -

джитсу......................................................................

.....12

Перестановка

сил.........................................................................

.......................12

Четыре способа достижения

изменений........................................................13

Изменения источников

силы........................................................................

......14

Изменения в сражающихся

группах.................................................................15

Подведение

итогов......................................................................

..........................15

Используемая

литература..................................................................

..................17




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.