рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Государство и право > Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Государство и право : Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло

…),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).

Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то

следует наказание («данду» - палка).

Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания,

судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм,

царский указ».

В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное

высказывание – явно отход от брахманизма.

Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).

«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа –

достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение

которых и вызывает основные страдания).

«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» -

идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.

«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно»,

(или «ненависть» вместо «насилие»).

Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.

Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)

Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по

своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого

или из будущего.

Конфуций:

1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и

функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали

– при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» -

идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и

полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека,

вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в

стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в

речах,

и т.д. (очень много советов)

Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).

Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх –

это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ –

слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград

(соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово

наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших

преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не

будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все

философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое

наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было

вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог

стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к

власти пришли энергичные и умные люди.

Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».

Греция. Политико-правовые идеи софистов.

Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику,

которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно

уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за

логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно.

Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова,

игра слов, …

Старший софист Протагор:

1) золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери,

отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд,

правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или

для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность

для государства или государство для личности: всё должно быть ради

человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким

способом – ядом.

Идеи:

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв

конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …),

жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то

атеист, а атеизм – совращение молодежи.

Платон (ученик Сократа).

о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду

философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то

существует недолго, превращается в демократию),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих

многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»;

демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в

ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и

военные не мыслят своего существования без войны, жестокой

централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие –

опять возврат к аристократии).

Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону

соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы,

воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного

человека).

Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к.

каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого

члена общества),

3) общественное воспитание детей.

Аристотель.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном

по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все

заботятся гораздо больше, чем об общественной.

Формы правления по Аристотелю:

| |Вла|Влас|Влас|

| |сть|ть |ть |

| |одн|немн|мног|

| |ого|огих|их |

|«Прави|мон|арис|поли|

|льная»|арх|токр|тия |

| |ия |атия| |

|«Непра|тир|олиг|демо|

|вильна|ани|архи|крат|

|я» |я |я |ия |

Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не

придумали».

Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через

равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому

поступающие безответственно.

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии

и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества

имеет собственность и, одновременно, грамотна.

Два вида справедливости:

- уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между

гражданами,

- распределяющая справедливость действует в отношениях между

гражданином и государством (государство не может «любить» всех

одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.

Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».

Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу

(неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.

Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к.

живут во грехе.

Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен

загонять заблудших овец).

Идея 3: концепция «как спастись от греха».

Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».

Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.

Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.

В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви,

то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет

право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».

Субординация законов:

1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание

человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и

законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к

самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны

противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.

Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики

подрывают основы жизни.

Средневековая ересь о праве и государстве.

Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.

Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в

отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и

1/10 часть отдают церкви).

Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.

Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой

действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории

неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии,

т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе

за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель –

благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на

страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать

всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные

подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных,

«лучше убить, чем грозить».

Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо

Кампанелла).

Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город

солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.

Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта –

не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии.

Материальное развитие вредит духовному.

Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить

образование).

Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе

солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов –

регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.

Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его,

уговаривают самого обложиться порохом.

Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления

государства оно наделяет позитивными правами.

Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война

всех против всех; источник происхождения государства – разум;

политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.

Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не

нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства.

Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних

отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем

собственности.

Различия в подходах:

- Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

- Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.

Классическая теория демократии.

Монтескье: «О духе законов».

Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

- физический фактор (климат, территория и т.д.),

- моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).

Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет

права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.

Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного

законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.

Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и

монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни

посулами наград, ни страхом наказания.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.