Финансы деньги и налоги : Место налогов в экономической системе: эволюция взглядов на природу налогообложения
Место налогов в экономической системе: эволюция взглядов на природу налогообложения
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики РЕФЕРАТ На тему: «Место налогов в экономической системе: эволюция взглядов на природу налогообложения» МИНСК, 2008 Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изда-нием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической систе-ме общества. Несмотря на различные теоретические оценки возможности и степени государственного вмешательства в экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыночной) системе: формирование законодательной базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; поддержка конкуренции и борьба с монополиями; перераспределение доходов и богатства для смягчения проблем, связанных с социальным неравенством; регулирование распределения ресурсов для обеспечения производства общественных благ и корректировки «внешних» эффектов (экстерналий); оказание стабилизирующего воздействия на уровень инфляции и занятость. Возникновение и существование налогов обусловлено необходимо-стью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граж-дан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобще-ствления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллек-тивного потребления в виде общественных благ. Общественные (коллективные) блага - это такие товары и услу-ги, производство которых неэффективно на частных рынках, посколь-ку они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одно-временно не попасть в распоряжение других лиц, и, кроме того, могут предоставляться им без дополнительных затрат. К общественным благам относятся, например, национальная оборона, правоохранительная систе-ма, государственное управление, автомагистрали национального значе-ния, система всеобщего среднего образования и т. п. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и ус-лугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, госу-дарство берет на себя их производство и финансирует его за счет на-логов. Кроме того, посредством налогов государство может вернуть про-изводство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутст-вии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене то-вара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.). Исторически наиболее ранними формами налогов были жертво-приношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоян-ным источником государственных доходов. В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа: Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе го-сударство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики. Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика. Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя го-сударство, между налогоплательщиками и государством не существу-ет посредников. Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но по-скольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей эко-номистов, философов и правоведов стало научное обоснование объек-тивной необходимости уплаты налогов и определение их сущности. Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов. Наиболее известными среди них были: а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривав- шие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо); б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох); в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как спра- ведливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй); г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди); д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль). В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории. Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) вне-сли: А. Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан-сен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, А. Лаффер. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый госу-дарством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет. Основными характеристиками налога являются: принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства; обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков; безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги; обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов; законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом занезаконные действия. Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одно-стороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоратив-ных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную; регулирующую; социальную. Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию. Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выраже-ния сущности и назначения налогов и определяла нейтральный харак-тер налоговой системы, что отвечало принципам классической эконо-мической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности на-логового воздействия на эффективность распределения и использова-ния ресурсов. С развитием экономической системы возникла необходимость оп-ределенного корректирующего воздействия государства на макроэко-номические параметры, что породило регулирующую (или распреде-лительную) функцию налогов. Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается пе-рераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики. Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ-ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимули-рует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повыше-ние же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры. Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне-экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин суще-ственно влияет на внешнеторговый оборот. Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплателыциками в соответствии с экономической политикой государства. Налоговые льготы используются и для смягчения социального нера-венства. Здесь проявляется социальная функция налогов. Ее суть состо-ит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между до-ходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравен-ство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого мини-мума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инва-лидам и некоторым другим категориям граждан). Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (кол-лективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспе-чивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реа-лизуемых соответствующими финансовыми и правовыми института-ми, образуют налоговую систему, или систему налогообложения.Наиболее общий подход к построению налоговой системы был предложен в XIX в. Сисмонди - «налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода». Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономи-ческое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения: всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех стран; функциональные, или современные, на основании которых задаютсяусловия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики. Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномер-ность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия). Эти принципы оформились в финансовой практике еще в XVI в., но впер-вые были научно сформулированы в XVIII в. А. Смитом («Исследование о природе и причинах богатства народов»): принцип справедливости (равномерности и всеобщности), предполагает, как писал А. Смит, что плательщики должны участвовать в содержании правительства «соразмерно доходам, которыми они пользуются под его покровительством и защитой»; принцип определенности означает, что налог должен быть точно определен по срокам, способам и сумме уплаты; принцип удобства предполагает, что вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику; принцип дешевизны (экономии) подразумевает сокращение расходов по сбору налогов: «каждый налог должен удержать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне». А. Вагнер, представитель немецкой исторической школы и один из основателей социально-правовой школы, развил классические принци-пы в отношении финансово-налоговой практики и сгруппировал основ-ные правила построения налоговой системы следующим образом: этические принципы обложения: всеобщность налогов, неприкосновенность личной свободы при взимании налогов, соразмерность налогообложения с платежеспособностью; принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания; народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения с целью возможно меньшего угнетения производства и лучшего осуществления социально-политических целей налога; * правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточность налоговых поступлений и эластичность (то есть учитывала последствия и условия переложения налогов) на случай чрезвычайных государственных потребностей. С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и допол-нялись. В результате к настоящему времени оформились совре-менные функциональные принципы налогообложения, отра-жающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налого-вой политики. Это: всеобщность налогообложения; исключение двойного налогообложения; стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода; простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов; установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов; оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков - с другой; минимизация затрат на взимание налогов; корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе; соответствие налогообложения структурной политике государства; воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др. Налоговая система, учитывающая эти принципы, может стать мощ-ным стимулом социально-экономического развития. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации. Самым первым и наиболее употребительным до настоящего време-ни является деление налогов по критерию отнесения налогообложенияк подоходно-поимущественному или к обложению расходов на по-требление на два основных вида - прямые и косвенные. В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества нало-гоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - пе-речня объектов обложения, составленного на основе их внешних при-знаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владе-ния имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др. Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособ-ность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого пла-тельщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объ-екта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др. Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (бывший налог с оборота), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др. Прямые и косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взима-ние относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инве-стициям при повышении налоговых ставок. Косвенное налогообложение, во-первых, приносит большие доходы в бюджет, так как имеет источником продажу товаров, во-вторых, косвен-ные налоги, будучи заложенными в цену товара, уплачиваются незамет-но для налогоплательщика и, наконец, в-третьих, они не сопровождаются уклонениями от уплаты, поскольку взимаются в момент приобрете-ния товара. Недостатки косвенных налогов обусловлены их регрессив-ным характером, то есть обратной пропорциональностью платежеспособности налогоплательщиков и большими расходами на взимание. Кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара. Помимо деления налогов на прямые и косвенные принята классифи-кация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они посту-пают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на об-щегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, на-логи на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступле-ния от налогов на прибыль и личные доходы делятся между централь-ными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Кроме вышеназванных существуют и более подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в табл. 1. Таблица 1 |
Признаки | Виды налогов | Признаки | Виды налогов | | По субъекту | * с физических лиц | По объекту | * имущественные | | налогообло- | * с юридических лиц | налогообло- | * на потребление | | жения | | жения | * на доходы | | | | | * ресурсные (рент- | | | | | ные) | | По способу | * прямые | По способу | * кадастровые | | изъятия | * косвенные | налогообло- | * у источника | | | | жения | * по декларации | | По источни- | * зарплата | По назначе- | * общие (без привязки | | ку уплаты | * выручка | нию | к конкретному рас- | | | * доход или прибыль | | ходу) | | | * себестоимость | | * специальные (целевые) | | | * стоимость имущест- | | | | | ва по кадастру и др. | | | | По уровням | * центральные (фе- | По методу | * пропорциональные | | бюджетов, в | деральные, рес- | исчисления | * прогрессивные | | которые | публиканские) | | * регрессивные | | поступают | * региональные | | * твердые (в абсолют- | | налоги | * местные | | ных суммах) | | | | | * линейные | | | | | * ступенчатые | | |
ЛИТЕРАТУРА 1. Алле М. За реформу налоговой системы. Мн., 2005. 2. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие IB. А. Дадалко, Е. Е. Румянцева, Н. Н. Демчук и др. Мн., 2007. 3. Корякина О. А. Налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие. Мн., 2007. 4. Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. Мн., 2005.
|