Финансы деньги и налоги : Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета
Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Доходы бюджета, их экономические содержание и назначение 2. Классификация доходов бюджета 3. Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства, в связи с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. К основным принципам функционирования бюджетной системы относятся: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер использования бюджетных средств. Одним из нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Целью контрольной работы является изучение экономического содержания и принципов организации доходов бюджета. Задачами курсовой работы является изучение доходов бюджета, их экономического содержания и назначения; классификации доходов бюджета; функционального назначения и характеристики налоговых и неналоговых доходов бюджета. 1. Доходы бюджета, их экономические содержание и назначение Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов власти. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - с. 45. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджета учитываются доходы целевых бюджетных фондов (рис. 1.1). Рис. 1.1. Состав доходов бюджетов Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - с. 118. Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны. Вне зависимости от уровня и направления воздействия процесс управления любой системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и характеризуемые определенным видом управленческой деятельности. Условная последовательность осуществления управленческих действия осуществления управленческих действий отражена на рис. 1.2. Рис. 1.2. Последовательность этапов процесса управления Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - с. 234.По экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать следующим образом: - от хозяйственных субъектов; - от государственного имущества и угодий; - от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; - от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности. Источником доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового внутреннего продукта - прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующей базой для исчисления ряда доходов бюджета.2. Классификация доходов бюджета Классификация доходов бюджетов -- это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов. I. Налоговые доходы: - налог на прибыль (доход) организаций; - налог на доходы от капитала; - подоходный налог с физических лиц; 1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ; федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства -- вмененный налог на доходы; 2) налоги на имущество: налог на имущество физических лиц; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; налог на наследование или дарение; 3) платежи на пользование природными ресурсами: платежи на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; земельный налог; 4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенная пошлина; таможенные сборы; 5) прочие налоги, пошлины и сборы: государственная пошлина; взносы в государственные фонды; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на рекламу; II. Неналоговые доходы: 6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета; проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ; платежи от государственных и муниципальных организаций; плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам; прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; 7) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности; поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы; 8) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; 9) доходы целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические фонды; фонд развития таможенной системы РФ; государственный фонд борьбы с преступностью; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ; целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов -- доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством; часть неналоговых доходов; безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда. Регулирующие доходы бюджетов -- виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня 3. Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. По признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и косвенные налоги: - прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги с наследства и дарения); - косвенные налоги - включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается, покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность. Использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Далее будет приведена сравнительная характеристика доходов бюджета Хабаровского края за последние три года. Данные об исполнении бюджета субъекта РФ представлены в табл. 3.1. Таблица 3.1. |
Данные об исполнении бюджета Хабаровского края за 2002 - 2004 гг. тыс. руб. | | | 2002 | 2003 | 2004 | | Доходы, всего | 23444193 | 28994935 | 33908862 | | в т.ч.: | | | | | Налоговые доходы | 12863266 | 15459260 | 19341706 | | в т.ч.: | | | | | Налоги на прибыль (доход), прирост капитала | 8897867 | 10964994 | 13432764 | | Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 878102 | 1387834 | 1823972 | | Налог на совокупный доход | | 252667 | 660725 | | Налог на имущество | 1680417 | 1857331 | 1768733 | | Платежи за пользование природными ресурсами | 749593 | 872287 | 1092793 | | Прочие налоги, сборы и пошлины | 75109 | 124147 | 562719 | | Неналоговые доходы | 690648 | 2071027 | 2149711 | | в т.ч.: | | | | | Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 582336 | 1903745 | 1933775 | | Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 2073 | 370 | -370 | | Административные платежи и сборы | 19588 | 22345 | 24027 | | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 64956 | 98250 | 125131 | | Прочие неналоговые доходы | 21695 | 46317 | 67148 | | Безвозмездные перечисления | 4 821 152 | 5 591 479 | 5 347 164 | | Доходы целевых бюджетных фондов | 1966716 | 1485243 | 1099159 | | Расходы, всего | 24368532 | 31316400 | 33125109 | | в т.ч.: | | | | | Государственное управление и местное самоуправление | 1553696 | 1956443 | 2704374 | | Судебная власть | 34956 | 66994 | 85982 | | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 722003 | 884710 | 1014132 | | Промышленность, энергетика и строительство | 2554882 | 3714482 | 2515002 | | Сельское хозяйство и рыболовство | 371387 | 418321 | 469159 | | Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 14676 | 50715 | 107892 | | Транспорт, связь и информатика | 260585 | 246439 | 281550 | | Развитие рыночной инфраструктуры | 7638 | 8760 | 11710 | | Жилищно-коммунальное хозяйство | 3229311 | 3681218 | 3534113 | | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 59251 | 267589 | 375204 | | Образование | 4454589 | 5121828 | 6508230 | | Культура, искусство и кинематография | 453775 | 596670 | 776148 | | Средства массовой информации | 56976 | 92426 | 109771 | | Здравоохранение и физическая культура | 2847386 | 3738192 | 4435753 | | Социальная политика | 1840536 | 2555376 | 3149203 | | Обслуживание государственного долга и муниципального долга | 32105 | 246419 | 482766 | | Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 14877 | 14877 | 14877 | | Дорожное хозяйство | 354856 | 354859 | 400000 | | Прочие расходы | 616013 | 1983299 | 5067891 | | Целевые бюджетные фонды | 1956600 | 1470638 | 1081352 | | Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+) | -924339 | -2321465 | -4284143 | | Источники внутреннего финансирования | 924339 | 2321465 | 4284143 | | |
Доходы бюджета Хабаровского края в 2003 г. составили 123,7% по отношению к доходам предыдущего года и 116,9% в 2004 г. В таблице 2.1. представлена структура доходов бюджета. Таблица 2.1 Структура доходов федерального бюджета за 2002 - 2004 гг., % |
| Годы | | | 2002 | 2003 | 2004 | | Налоговые доходы | 68,0 | 68,4 | 74,4 | | Неналоговые доходы | 3,0 | 7,2 | 6,3 | | Безвозмездные перечисления | 20,6 | 19,3 | 16,0 | | Доходы целевых бюджетных фондов | 8,4 | 5,1 | 3,3 | | |
Из данных, приведенных в таблице видно, что большую часть доходов на протяжении трех лет составляли налоговые доходы. Изменение величины налоговых доходов в период 2002 - 2004 гг. представлено на рис. 2.1. Рис. 2.1 Изменение величины налоговых доходов, тыс. руб В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит налогу на прибыль и налогу на имущество. Доля налога на прибыль в 2002 г. составила 69,2%, в 2003 г. увеличилась до 79,0%, но в 2004 г. снизилась до 69,4%. Доля налога на имущество в структуре налоговых доходов бюджета субъекта РФ в течение 2002 - 2003 гг. снижалась. В 2002 г. она составляла 13,1%, 2003 г. - 12,0%, 2004 г. - 9,1%. Изменение величины неналоговых доходов проиллюстрировано на рис 2.2. Рис. 2.2 Изменение величины неналоговых доходов, тыс. руб В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций. Доля доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2002 г. составляла 84,3%, 2003 - 91,9%, а в 2004 г. снизилась до 90,0%. За период с 2002 по 2004 год налоговые доходы увеличились на 150,3%, неналоговые доходы - 311,3%. Безвозмездные перечисления в 2004 г. составили 110,9% от уровня 2002 г. Доходы целевых бюджетных фондов составили 55,9% от уровня 2002 г. На увеличение налоговых доходов повлияло, в первую очередь увеличение поступлений налога на прибыль (151,0% в 2004 г. по отношению к 2002 г.), налога на товары и услуги, лицензионных и регистрационных сборов (207,7%). Неналоговые доходы в 2004 г. составили 311,3% по отношению к 2002 г. Наибольшее увеличение произошло по доходам от имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных образований (332,1% в 2004 г. по отношению к 2002 г.) Доходы от штрафных санкций и возмещения ущерба увеличились в период с 2002 по 2004 г. на 60 175 тыс. руб. и составили 192,6%. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета. Планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетным кодексов РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относит установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на соответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерством финансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с. 2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838 с. 3. Галицкая С.В. Денежное обращение, финансы, кредит. - М.: Международные отношения, 2002. - 272 с. 4. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с. 5. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. - СПб.: Изд-во С.-Петрб. Ун-та, 2002. - 266 с. 6. Сергеев Л. Государственные и территориальные финансы. - Калининград: Янтарный сказ, 2003. - 368 с. 7. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. - М.: «Приор-издат», 2003. - 192 с. 8. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт-М, 2001. - 543 с.
|