рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Этика и эстетика > Нравственный опыт

Этика и эстетика : Нравственный опыт

Нравственный опыт

Реферат

На тему:

«Нравственный опыт»

План

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

2. Понятие справедливости

3. Справедливость в отношениях людей

4. Нравственные принципы общения

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Понятие правды, истины

Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в:

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.).

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер.

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

"Общая правда" достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

* правдивости.

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

Обман, хитрость, клевета, ханжество

Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

* профессионального успеха;

социального положения и др.

Обман - это намеренное:

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

Хитрость - качество, которое может выступать как:

* негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \

позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

Клевета - это:

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков.

Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" - ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.

Честность, доверие

Честность - практическая добродетель, подразумевающая:

* правдивость;

* совестливость;

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).

Доверие:

* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.

2. Понятие справедливости

Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая

Справедливость является:

* характеристикой человеческих отношений;

* принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

* главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

* распределительную (воздающую) -- она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);

* уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Развитие представлений о справедливости

Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной мере.

Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.

В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.

С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.

С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.

* возникает запрет на индивидуальную месть;

* провозглашается "золотое правило морали" и др.

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.

В Средние века христианские мыслители утверждали:

* Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;

* человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенств

* экономическое и статусное неравенство сохраняется;

* провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;

* равенство прав;

* справедливое наказание за преступление против человека и общества;

* неприкосновенность частной собственности;

* формальное равенство возможностей.

В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе:

* справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;

* равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

* равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

* справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);

* социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;

* правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.

3. Справедливость в отношениях людей

Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом

Дж. Ролз (род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал справедливость как принципы социальной организации:

* каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;

* социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.

Таким образом, согласно Ролзу:

* справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;

* люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;

* справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому.

Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.

Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога:

* сбор налогов пропорционально доходам;

* обеспечение социального минимума неимущим.

В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.

Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:

* ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;

* удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).

Принцип справедливости можно выразить требованиями:

* не вреди другому человеку;

* не обижай другого человека, уважай его достоинство;

* не нарушай прав другого человека.

Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:

* обусловленные конституцией и законами;

* обусловленные всеобщими нравственными представлениями;

* обязательства, принимаемые при заключении договора.

Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:

* в отношении других - исполнение своих обязанностей;

* в отношении себя - защиту своих прав.

Понятие справедливости включает "идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.

Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

* на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;

* на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

* объективных законов человеческого общежития;

* моральных знаний, норм, правил;

* обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:

* выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

* самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

* ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. - 472 с.

Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176 с.

Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. -- М.: Изд-во ПРИОР, 2003. -- 206 с.

Словарь по этике. -- М.: Политиздат, 1983. -- 445 с.

Этика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.