Другое : Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта
Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта
Жизненный
путь Вольфганга Амадея Моцарта
Подготовила
Скрипочка Зоя
Введение
Моцарт Вольфганг Амадей (27 января 1756 - 5
декабря 1791), австрийский композитор, один из трех крупнейших представителей
венской классической школы. Его отцом был способный и честолюбивый музыкант,
сын переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт. В 1739 Моцарт-отец поступил на
службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом
придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность
придворного композитора, а в 1763 - придворного вице-капельмейстера. Леопольд
Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно
всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке»,
в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной
теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты,
камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы,
другие композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения
собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.
Корни творчества
Феноменальные способности (абсолютный слух и
музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано; в пять лет он уже
сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и для
австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его сестра Мария
Анна. Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего
развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду,
Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и
продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее
путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические
аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у
И.К. Баха, ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а
также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые
симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись
в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась
премьера первого театрального произведения Моцарта - латинского интермеццо
«Аполлон и Гиацинт». В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену,
где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буфф «Мнимая простушка».
Гениальный ребенок
1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в
1770-1772 трижды выезжали в Италию. В 1770 Моцарт занимался у самого известного
европейского педагога композиции Дж.Б. Мартини (больше известного как Падре
Мартини), был избран в болонскую
Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь
Понта». Позднее в Милане были поставлены серенада «Асканио в Альбе» и опера-сериа
«Луций Сулла»; в них юный Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским
оперным стилем. Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена,
по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе.
В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург -
симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по уровню мастерства и
ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, «дивертисментной»
трактовки жанра симфонии. Не считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа
«Мнимая садовница», период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге,
где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа. Среди
сочинений этого времени - несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных
сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших
концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации)
В роли свободного художника
В 1787 Моцарт получил незначительную должность
«камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать
танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам
доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее,
из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также
из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства,
Моцарт часто испытывал материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на
певице Констанце Вебер. В 1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля»,
ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене
немецкую национальную оперу. В 1782-86 одним из главных жанров творчества
Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов
(№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве
композитора, солиста и дирижера.
Моцарт особенно восхищался «Севильским
цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло (1740-1816), и его
привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя
император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее
постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем
либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и
разработкой характеров. За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы
Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу
пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон
Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да
Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790.
Позднее инструментальное творчество Моцарта
включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для
короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные
пьесы. К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и
симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую
музыку Моцарта. В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял
несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место
службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора
Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт,
получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу
(август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он
написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении
в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом
произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются
жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи),
лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским
подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).
Реквием
Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на
сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф
Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался
взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой
работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от
скоротечной болезни, успев написать только первые шесть частей Реквиема и
оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его
учеником Ф.К. Зюсмайром согласно указаниям, полученным от умирающего
композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась,
однако она все еще остается самой популярной.
Поскольку Леопольд II запретил индивидуальные
погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле. Вдова пережила его на 51 год.
В 1799 она передала рукописи Моцарта И.А. Андре, издателю посмертного собрания
его сочинений. В 1809 Констанца вышла замуж за датского дипломата Г.Н. Ниссена,
который с ее помощью написал биографию Моцарта.
Из шести детей Моцарта четверо умерли в
младенчестве. Его старший сын, Карл Томас (1784-1858), не стал музыкантом.
Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг Амадей-младший, 1791-1844), был
способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, в том
числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и Антонио Сальери (1750-1825),
долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838 вернулся в Вену. Сочинял музыку
для фортепиано (концерты, сонаты, вариации), ансамбли с участием фортепиано,
романсы и песни.
Поистине всемирную славу творчество Моцарта
снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант,
исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил,
воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.
Лишь много лет спустя была сделана попытка
отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но...
безрезультатно... Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть
прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет. Так
современники проводили в последний путь одного из самых выдающихся людей своей
эпохи. Нужда, необеспеченность, постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с
напряженной творческой работой были причиной безвременной смерти композитора,
сгоревшего в самом расцвете гения, на тридцать шестом году жизни.
Произведения великого композитора
Оперы Моцарта
· Каирский гусь
· Обманутый жених
· Директор театра
· Женитьба Фигаро
· Дон Жуан
· Так поступают все
· Милосердие Тита
· Волшебная флейта
· Долг первой заповеди
· Аполлон и Гиацинт
· Бастьен и Бастьенна
· Притворная простушка
· Митридат, царь Понтийский
· Асканий в Альбе
· Сон Сципиона
· Луций Сулла
· Тамос, король Египта
· Мнимая садовница
· Царь-пастух
· Заида
· Идоменей, царь Критский
· Похищение из сераля
Другие произведения
· 17 месс, среди которых:
ü «Коронационная» (1779)
ü «Реквием» (1791)
· 41 симфония, в том числе:
ü «Парижская» (1778)
ü № 36 «Хаффнер» (1782)
ü № 37 «Линцская» (1783)
ü № 38 «Пражская» (1786)
ü № 39 (1788)
ü № 40 (1788)
ü № 41 «Юпитер» (1788)
· Концерты для фортепиано с оркестром
· 6 концертов для скрипки с оркестром
· Концерт для двух скрипок с оркестром
(1774)
· Концерт для скрипки и альта с
оркестром (1779)
· 2 концерта для флейты с оркестром
(1778)
ü № 1 Соль мажор K. 313 (1778)
ü № 2 Ре мажор K. 314
· Концерт для гобоя с оркестром Ре
мажор K. 314 (1777)
· Концерт для кларнета с оркестром Ля
мажор K. 622 (1791)
· Концерт для фагота с оркестром
Си-бемоль мажор K. 191 (1774)
· 4 концерта для валторны с оркестром:
ü № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
ü № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
ü № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между
1784 и 1787)
ü № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
· 10 серенад для струнного оркестра, в
том числе:
ü «Маленькая ночная серенада» (1787)
· 7 дивертисментов для оркестра
· Различные ансамбли духовых
инструментов
· Сонаты для различных инструментов,
трио, дуэты
· 19 сонат для фортепиано
· 15 циклов вариаций для фортепиано
· Рондо, фантазии, пьесы
· Более 50 арий
· Ансамбли хоры, песни
|