Другое : Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна
Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна
КР ВУЗ «Школа-студия при Крымском академическом
русском драматическом театре им. М. Горького»
Реферат
по предмету «Музыкальная литература»
на тему: «Жизненный и творческий путь А.И.
Хачатуряна»
Выполнила:
студентка
2 курса
Станиславская
Н.В.
Проверил:
Король
П.А.
г. Симферополь
2010
содержание
Введение
1.
Жизненный
и творческий путь
2.
Анализ
сочинений Хачатуряна А.И.
2.1
Концерт для скрипки с оркестром
2.2
«Гаянэ»
Заключение
Введение
Арам Ильич Хачатурян –
выдающийся советский композитор. Музыка лучших его произведений полна жизненной
энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован
родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской
народной жизни и кавказской природы. Особенно полно и жизненно правдиво это
сказывается в Фортепианном и Скрипичном концертах, в танцах из балета «Гаянэ».
Но музыка Хачатуряна не ограничена рамками армянской национальности: теснейшими
узами она связана с русской классической и советской музыкой, а также с музыкой
других народов СНГ; кроме того, в ней заметно творческое развитие некоторых
традиций зарубежной музыки – Грига, Дебюсси, Равеля.
1. Жизненный и
творческий путь
Родился Хачатурян в
Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплетчика. Сильные музыкальные впечатления
он испытал уже в раннем детстве, жадно вслушиваясь в музыку народных песен
Грузии, Армении и Азербайджана. Ребёнком он пел любимые песни, играл их по
слуху на фортепиано и подбирал к ним аккомпанемент.
Однако к серьезным
занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не
знал нотной грамоты.
Страстная любовь к музыке
и прирожденное дарование побудили Хачатуряна стать музыкантом.
В 1921 году, когда ему
было 18 лет, он приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум
им. Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и
композиции под руководством проф. М. Гнесина. Высоко ценя яркое и самобытное
дарование своего ученика, Гнесин, как чуткий педагог, бережно и умело направлял
его на пути овладения композиторским мастерством на основе родной армянской
народно-музыкальной культуры. В года пребывания в техникуме Хачатурян впервые
приобщился к сокровищам мировой музыкальной классики и, изучая её, чрезвычайно
обогатил и расширил свой музыкальный кругозор.
К этому периоду относятся
первые сочинения молодого композитора: «Танец» для скрипки и фортепиано (1926),
«Поэма» для фортепиано (1927). В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую
консерваторию, где обучался композиции у М. Гнесина и Н. Мясковского, а инструментовке
– у С. Василенко.
В 1934 году Хачатурян
окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и остался аспирантом в
классе Мясковского, под руководством которого и закончил аспирантуру. За время
учения в консерватории композитор написал много сочинений. Некоторые из них
сохранились в концертном репертуаре, таковы Токката для фортепиано (1932), Трио
для фортепиано, скрипки и кларнета (1932), «Танцевальная сюита»» для
симфонического оркестра (1933). Фортепианная токката увлекает своим динамизмом,
горячим темпераментом, энергией. Её фактура отличается виртуозным блеском,
очень эффектна и чрезвычайно благодарна для пианистов. Трио пленяет ярко
национальным характером и чутким претворением особенностей армянской народной
песенности. Национальные черты сказываются в интонационном и ладовом строе, в
своеобразном колорите, в сочетаниях инструментов, вопроизводяших тембры
инструментов народов Закавказья. Орнаментальная мелодика, приемы вариационного
развития свидетельствуют об усвоении традиций русской музыкальной классики в
сфере восточной музыки.
Наряду с этим для
молодого Хачатуряна характерны поиски демократического музыкального языка,
основанного на народной песенности, стремление к общедоступности музыки. Два
походных марша для духового оркестра (1929 и 1930) свидетельствуют об интересе
начинающего композитора к популярным в народных массах музыкальным жанрам. В те
же годы Хачатурян написал Сонату для скрипки и фортепиано, двойную фугу для
струнного квартета, Сюиту для альта и фортепиано. Дипломной работой при
окончании консерватории явилась Первая симфония (1934), созданная в
ознаменование 15-летия Советской Армении.
Почти одновременно с
симфонией сочинена была и «Танцевальная сюита» для оркестра. В этих
произведениях Хачатурян обнаруживает определенную тенденцию к театральности
музыки, к сценической зримости музыкальных образов и к танцевальности. Особенности
творческой индивидуальности композитора складываются не только в Лезгинке, в
Армянском и Узбекском танцах из «танцевальной сюиты», но и в симфонии. Крупным
достижением явилось претворение в широкой симфонической форме искусства
армянских ашугов – народных певцов-сказителей.
Одним из лучших
произведений Хачатуряна, относящимся к 30-м годам, является Концерт для
фортепиано с оркестром, впервые исполненных Л. Обориным в 1936г. В этом
концерте Хачатурян органически сочетал мелодические, ладовые, ритмические и
тембровые особенности армянской национальной музыки с традициями русского
концертного симфонизма. Оптимизм, жизнерадостность, праздничность – характерные
черты произведения.
Быстрый и решительный
успех Фортепианного концерта создал Хачатуряну имя крупного композитора. Отныне
его интенсивная работа протекает в двух направлениях – творческом и
общественно-музыкальном. Его избирают заместителем председателя Московского
союза композиторов, а в 1938 году он становится заместителем председателя
Оргкомитета Союза советских композиторов.
В 1939 году композитор
впервые обратился к жанру балета. Для постановки в Ереванском оперном театре
им. Спендиарова он написал балет «Счастье».
В 1940г. Хачатуряном было
создано одно из наиболее выдающихся сочинений – Концерт для скрипки с
оркестром. Концерт этот посвящен его первому исполнителю – Д. Ойстраху.
Скрипичный концерт
Хачатуряна в значительной степени родственен его Фортепианному концерту: в нем
та же армянская национальная основа, тот же оптимизм и жизнерадостность, та же
бьющая через край энергия, темпераментность, та же виртуозность, подчиненная
раскрытию картин праздничного народного веселья. Как в Фортепианном, так и в
Скрипичном концерте слушателя захватывают яркие контрасты народно-танцевальных
и песенно-лирических образов. Но скрипичный концерт совершеннее по
композиторскому мастерству, по органичности сочетания музыкальной формы и
образного содержания музыки. Это произведение пользуется большой популярностью
и любовью в широких кругах слушателей.
Одновременно со
Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к 2м драматическим спектаклям:
«Валенсианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» М. Лермонтова.
Во время Великой
Отечественной Войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами принял
активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза
советских композиторов, а также в радиокомитете. В своем творчестве он
обратился к созданию боевой патриотической песни.
Особенно замечательна
написанная Хачатуряном вскоре после начала войны – в июле 1941г. – песня «О
капитане Гастелло». Большой успех выпал на долю марша для духового оркестра
«Героям Отечественной войны» (1942). В 1944г. Хачатурян принял участие в
конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нем победителем: гимн,
написанный им, официально принял был в Советской Армении.
В 1942 году был закончен
балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка
состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им.
С.М. Кирова. К 1943 году относится Вторая симфония.
В балете «Гаянэ» частично
использована музыка первого балета – «Счастье». «Гаянэ» - одно из значительных
достижений советского балетного творчества. Музыка балета, как и других лучших
сочинений Хачатуряна, отмечена ярким национальным характером; она живет не только
в театральных постановках, но и как самостоятельное, независимое от театра
произведение. Хачатурян сделал из балета 3 сюиты; среди отдельных танцев,
вошедших в Первую сюиту, особенно выделяются «Танец курдов», «Танец розовых
девушек» и ставший чрезвычайно популярным «Танец с саблями». Вся эта музыка
развивает свойственную композитору театральный симфонизм, проявляющийся уже в
его ранних сочинениях – «Танцевальной сюите» и Первой симфонии.
Вторая симфония
Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Композитор
поставил здесь перед собой задачу не внешнего изображения отдельных военных
событий и эпизодов, а обобщенного воплощения в монументальной симфонии дум и
переживаний людей в период войны. От мятежно-тревожной, драматической 1 части
через стремительно-беспокойное скерцо и скорбное Andante к торжественно-победным фанфарам финала развивается
эта идея. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и
в конце симфонии. В 1 части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в
финале - как знак совершившегося возмездия за бедствия и страдания народа,
причиненные войной. Поэтому Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «Симфонией
с колоколом».
После окончания ВОВ
Хачатурян продолжал напряженную, интенсивную творческую деятельность. В 1946
году им созданы три концертные арии на слова армянских поэтов для высокого
голоса в сопровождении оркестра и Виолончельный концерт. В 1947 г. к
празднованию 30-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической
революции, он написал «Симфонию-поэму».
В 1950г. Хачатурян начал
педагогическую деятельность в качестве профессора Московской консерватории и
Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. К этому времени относятся
его первые публичные дирижерские выступления.
В творчестве этого
времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков» (1953),
«Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Салтанат», «Отелло» (1955) и драматическим
спектаклям.
Крупным произведением
является балет «Спартак», в котором перед зрителем проходят величественные
картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и
другие. Музыка балета чрезвычайно экспрессивна и импозантна, насыщена буйной
красочностью. Моментами она производит впечатление оргии красок. В целом
«Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя.
С 1957 А.И. Хачатурян занимал пост секретаря
Союза композиторов СССР.
Умер в 1978 году. Похоронен
в пантеоне парка им. Комитаса.
Основные сочинения можно
сгруппировать так:
Балеты:
«Счастье» (1939), «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952), «Спартак»
(1956, вторая редакция — 1958, третья — 1962, четвёртая — 1968)
Оркестровые сочинения:
Три симфонии (1934, 1944, 1947), Танцевальная сюита (1933), «Русская фантазия» (1944), «Ода памяти Ленина» (1948), «Торжественная поэма» (1950), «Приветственная увертюра» (1958), Сюиты из музыки к балетам, театральным
постановкам, кинофильмам
Концерты: Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940), Концерт для виолончели с оркестром (1946), Концерт-рапсодия для скрипки с
оркестром (1961),
Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963), Концерт-рапсодия для фортепиано с
оркестром (1968)
Камерные ансамбли:
Струнный квартет (1931), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано
(1932)
Сочинения для скрипки:
Танец № 1 (1926), Аллегретто (1929), Песня-поэма (в честь ашугов) (1929), Соната (1932)
Сочинения для
виолончели:
Песня странствующего ашуга
(1925), Элегия (1925), Пьеса (1926), Сон (1927), Соната для виолончели соло (1974)
Сочинения для
фортепиано:
Вальс-каприс (1926),
Танец (1926), Поэма (1927), Семь фуг(позже вошли в сб. "Речитативы и
фуги") (1928-29), Токката (1932), Три пьесы для двух фортепиано (сюита)
(1944-45), Детский альбом (первая тетрадь) (1947), Сонатина в трех частях
(1959), Соната в трех частых (посвящена Н.Я. Мясковскому) (1961; существует в
двух редакциях), Детский альбом (вторая тетрадь) (1965), Семь речитативов и фуг
(1928-70).
Музыка Хачатуряна
использована во многих фильмах. Среди них — «2001: Космическая одиссея» С.
Кубрика, «Калигула»
Т.
Брасса, «Подручный
Хадсакера» братьев
Коэн, «Покаяние»
Т.
Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие»
Дж.
Кэмэрона.
2. Анализ музыкальных
произведений
2.1 Концерт для
скрипки с оркестром
Концерт Хачатуряна для
скрипки с оркестром, написанный в 1940 году, принадлежит к выдающимся и
наиболее популярным произведениям музыки. Популярность скрипичного концерта
Хачатуряна обусловлена его большими художественными достоинствами. В
жизнеутверждающих и ярких образах концерта, празднично-танцевальных и
лирически-задушевных, нашли свое отражение картины красочной, счастливой жизни
Армении.
Испытав благотворное
влияние традиций русского классического концерта и русского симфонизма,
Хачатурян создал произведение, отмеченное высоким мастерством и вместе с тем
ярко народное. В концерте не использованы подлинные армянские народные напевы.
Однако вся его мелодика, ладово-интонационный строй, гармония являются
органическим претворением родной Хачатуряну армянской народной песенности.
Скрипичный концерт
Хачатуряна состоит из 3х частей: крайние части – быстрые, стремительные, полные
динамики, огня; средняя же – медленная, лирическая. Между частями концерта и
отдельными темами существуют интонационные связи, что придает ему целостность и
единство.
1 часть (Allegro, ре минор) написана в форме сонатного
allegro. Уже короткое оркестровое вступление
захватывает слушателя своей энергией и напористостью и сразу вводит в сферу
активного действия.
2 часть (Andante sostenuto, ля минор) представляет собой
центральный лирический образ концерта. Она ярко контрастна по отношению к
крайним частям. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический
инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в которой органически
претворены интонации армянских народных напевов. В ней выражены задушевные думы,
мысли о родной земле, любовь художника к своему народу, к природе Кавказа.
Финал концерта – яркая
картина народного праздника. Все полно движения, устремленности, энергии, огня,
радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер; даже тогда, когда
льется песня, продолжает звучать ритм танца. Расширяется диапазон звучания,
движение становится все более стремительным. В звучании оркестра и скрипки
имитируются народные инструменты.
Воплотив в своем
скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картинны из жизни народа
Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием
монотематизма: во 2 части концерта и в особенности в финале проводятся темы 1
части. Но варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению
их образного значения: драматические и лирические образы 1 части превращаются
теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски.
Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта.
2.2 Балет «Гаянэ»
Балет «Гаянэ» был написан
Хачатуряном в 1942 году. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая
и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет
«Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы
эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор
ввел в «Гаянэ».
Создание «Гаянэ», одного
из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым
балетом. Тема счастья человека – его живой творческой энергии, полноты его
мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой
стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и
образность его музыки.
Либретто «Гаянэ»,
написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ
выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она
разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став
жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает
новую, счастливую жизнь.
1 действие.
На хлопковых полях
армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных
работников – колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует
этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники
изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в
колхоз начальник пограничного отряда Казаков.
2 действие.
Родные и друзья стараются
развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико
являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его
намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел
тщетны.
3 действие.
Гордое становище курдов.
Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена (брат Гаянэ). Свидание
Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе.
Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты
задержаны.
Вдали вспыхивает пламя
пожара – это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на
помощь колхозникам.
4 действие.
Возрожденный из пепла
колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе
праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с
мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь.
Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается
объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова.
Действие балета
развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни.
Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и
органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего –
родного ему армянского народа.
Хачатурян вводит в балет
несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только
как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем
значением, какое они имеют в народном быту.
Композиционные и
музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно
разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные
музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые
картинки, картинки природы. Им соответствуют законченные, замкнутые музыкальные
номера, в последовательном изложении которых нередко складываются яркие
сюитно-симфонические циклы. Логика развития, объединяющего самостоятельные
музыкальные образы в единое целое, в разных случаях различна. Так, в финальной
картинке большой цикл танцев объединен происходящим праздником. В некоторых
случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах
лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного,
жанрового и драматического.
Четко дифференцированы
музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц:
цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено
сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным
танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных
Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика
Гаянэ.
Хачатурян последовательно
проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что
сообщает образам и всему произведению музыкальную ценность и сценическую
конкретность. Благодаря многообразию и развитию мелодий Гаянэ музыкальный образ
её приобретает гораздо большую гибкость в сравнении с другими персонажами
балета. Образ Гаянэ раскрыт композитором в последовательном развитии, по мере
эволюции её чувств: от затаенной скорби («Танец Гаянэ», № 6) и первых
проблесков нового чувства («Танец Гаянэ», № 8), через полную драматизма борьбу
(2 действие) – к новому светлому чувству, новой жизни (вступление к 4 действие,
№ 26).
«Танец Гаянэ» (№ 6) –
скорбный, сдержанный монолог. Его выразительность сосредоточена в
проникновенной и вместе с тем напряженной по развитию мелодии.
Иной круг образов
передает другое «ариозо» Гаянэ – «Танец Гаянэ» (№ 8, после встречи с
начальником пограничного отряда Казаковым) – взволнованное, трепетное, словно
предвещающее начало нового, светлого чувства. И здесь композитор придерживается
строгой экономии выразительных средств. Это – соло арфы, построенное на широких
пассажей.
Теперь следует
«Колыбельная» (№ 13), где вступительная мелодия героев, мерная, еще носит следы
драматизма предыдущей сцены. Но по мере развития та же тема в звучании скрипок,
с активизирующим мелодию варьированием, в новой, более напряженной гармонизации
приобретает более широкое лирическое значение. Дальнейшее изменение темы совсем
нарушает рамки колыбельной песни: она звучит как драматический монолог Гаянэ.
Портрет Гаянэ, данный
композитором разнообразно, отличается вместе с тем удивительным музыкальным
единством. Это особенно ясно на примере дуэта с Казаковым. И здесь композитор
стремится к сохранению общего лика героини: та же широкая, импровизационного
склада мелодия, глубоко лиричная, но впервые светлая, мажорная; та же
интимность, камерность звучания сольных инструментов.
Сосем иной принцип лежит
в основе музыкальной обрисовки других действующих лиц: Нунэ и Карена, брата
Гаянэ – Армена, курдской девушки Айши.
Ярко и выпукло написан
«портрет» Айши, молодой курдской девушки, - «Танец Айши» (№ 16). Композитор
сумел сочетать протяжную, неторопливую, восточного склада мелодию, прихотливо
ритмизованную, с четким и плавным движением вальса, сообщающим музыке характер
мягкой лиричности.
В «Танце Айши»
вариационный принцип развития сочетается с трехчасовой формой; динамика,
движение – с четкостью симметрично построения.
«Танец розовых девушек»
(№ 7) отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения. Мелодия
его предельно ясна по рисунку, как бы объединяет в себе четкость маршевой
поступи, сообщающей музыке бодрость, и прихотливость танцевальных ритмов.
«Танец с саблями» (№ 35),
энергичных, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы,
удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм,
скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания – все это
воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары.
Один из ярких номеров
«Танцевальной сюиты» 4 действия – «Лезгинка». В ней поражает очень тонкое,
чуткое проникновение в существо народной музыки. Все в «Лезгинке» идет от
слушания народной музыки. «Лезгинка» являет пример того, как Хачатурян, целиком
основываясь на принципах народной музыки, свободно и смело развивает их до
масштабов симфонического мышления.
Заключение
Арам Ильич Хачатурян
оставил огромное наследие сочинений. Основной отличительной чертой его
творчества можно назвать гармоничное сочетание народных мотивов Армении с
русской традицией. Так, музыка «Гаянэ» отличается полнотой и жизненностью
образов, она далека от каких-либо штампов балетной музыки.
Значительность содержания
и яркость его музыкального воплощения, музыкальная содержательность образов
позволяют говорить о продолжении в балетном творчестве Хачатуряна традиций
русского классического балета. Традиции русской музыкальной классики заметны и
в самом методе музыкального мышления Хачатуряна: в глубоком претворении
особенностей народного музыкального творчества, в умении композитора на его
основе создать произведение большого творческого своеобразия и высоко
профессионализма.
|