Другое : Жизнь и музыка И.С. Баха
Жизнь и музыка И.С. Баха
Башкирский
государственный педагогический университет
Жизнь и музыка И.С. Баха
Контрольная
работа
Выполнила:
студентка 3 курса
Кондратьева
Е.Н.
Проверила:
Левина И.Р.
Уфа
2010
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта
1685 года. Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее
большинство представителей которого на протяжении трех столетий были
профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное
музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и
клавесине). После смерти отца (мать умерла ранее) был взят в семью старшего
брата Иоганна Крис-тофа, служившего церковным органистом при
Санкт-Михаэлискирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в Люнебурге.
Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством
знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же
годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и
клавира.
Годы странствий (1703-08)
После окончания учебы Бах был занят
поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для
творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707
женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были
сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира.
Известнейшее сочинение той поры - «Каприччо на отъезд возлюбленного брата»
(1704).
Веймарский период (1708-17)
Получив в 1708 место придворного
музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9
лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место
принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные
прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор
писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные
формы, он доводил их до высочайшего совершенства. В Веймаре у Баха родились
сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп
Эммануил.
Служба в Кетене (1717-23)
В 1717 Бах принял приглашение на
службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была
счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего
времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству,
приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты
для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские
сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес
представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» - 24 прелюдии и фуги,
написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества
темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие
споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира»,
также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный
период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех
малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В
1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в
Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным
исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).
В Лейпциге (1723-50)
Бах становится «музыкальным
директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов,
наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и
выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии
исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные
ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к
тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах.
В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот),
«Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор,
1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них -
комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра,
клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так
называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес
«Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней
работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) - 14 фуг и
4 канона на одну тему.
Судьба творческого наследия
В конце 1740-х годов здоровье Баха
ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по
удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах
неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.
Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест.
Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.
Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в
1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и
состоялось перезахоронение. Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни
Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его
стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в
1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по
Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано
«Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи
композитора (за полвека было издано 46 томов).
Бах - крупнейшая фигура мировой
музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин
философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров,
но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.
Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко,
Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Среди продолжателей исканий Баха -
его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены - Марии Барбары
Бах (1684 - 1720), и 13 от второй - Анны Магдалены Вилькен (1701 - 1760),
только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме
упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).
Вокальные произведения
Кантаты. В течение долгого периода
своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением
кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю.
Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как
минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и
каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в
Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную
тематику, из которых только около 195 дожили до наших дней. Кантаты Баха сильно
различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного
голоса, некоторые - для хора; некоторые требуют для исполнения большого
оркестра, а некоторые - всего несколько инструментов. Однако наиболее часто
используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым
вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а
завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из
Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал
часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также
иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными
из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein' feste
Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und
Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое
количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям,
например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха - две Свадебных
кантаты и шуточная Кофейная кантата.
Пассионы, или страсти. Страсти по
Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) - произведения для хора и оркестра
на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на
вечернях в страстную пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая. Пассионы
являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно,
что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших
дней.
Оратории и магнификаты. Наиболее
известна Рождественская оратория (1734) - цикл из 6 кантат для исполнения во
время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория
(1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно
проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или
пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор,
1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
Мессы. Наиболее известная и значимая
месса Баха - месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой
полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения
композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не
исполнялась целиком при жизни Баха - впервые это произошло только в XIX веке.
Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за длительности звучания
(около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных
мессы Баха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie. Остальные вокальные
произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
Месса си минор
Месса си минор (Высокая месса) - месса-кантата, музыкальное
произведение Иоганна Себастьяна Баха
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D1%85>
для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической
литургии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0>.
Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё
в 1724 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1724> году, однако месса в целом
была завершена лишь в 1749 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1749> г.
I. Kyrie
1. Kyrie eleison - Господи,
помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Christe eleison - Христос,
помилуй. Дуэт (soprano I,II)
3. Kyrie eleison - Господи,
помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
1. Gloria in excelsis - Слава в
Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Et in terra pax - И на земли
мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
3. Laudamus te - Хвалим Тебя.
Ария (soprano II)
4. Gratias agimus tibi -
Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
5. Domine Deus - Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G
major
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=G_major&action=edit&redlink=1>
6. Qui tollis peccata mundi - Взявшего на себя грехи мира.
4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящего одесную Отца. Ария
(alto)
8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)
9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор
(Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
1. Credo in unum Deum - Верую
во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Patrem omnipotentem - Отца
Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
3. Et in unum Dominum - И во
Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
4. Et incarnatus est - И
воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
5. Crucifixus - Распятого.
4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
6. Et resurrexit - И
воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
7. Et in Spiritum Sanctum - И в
Духа Святаго. Ария (Bass)
8. Confiteor - Исповедую.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
9. Et expecto - Чаю
(воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и
Agnus Dei
1. Sanctus - Свят Господь
Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
2. Hosanna - Осанна в Вышних.
8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
3. Benedictus - Благословен.
Ария (Tenor)
4. Hosanna (da capo) - Осанна
(окончание). 8-голосный (двойной) хор
5. Agnus Dei - Агнец Божий.
Ария (alto)
6. Dona nobis pacem - Дай нам
мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias
agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».
Описание
С самого момента своего зарождения,
со времен Средневековья месса - многоголосое циклическое хоровое произведение
на текст католической литургии - имела универсальный, незыблемый вид -
пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского
времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь,
были незатейливыми. Их задача была предельно проста - отразить главные помыслы
души верующего человека.
К XIV веку определились основные
части мессы:
Часть первая: «Господи, помилуй» -
Кирие - мольба и просьбы о прощении.
Часть вторая: «Слава» - Глориа -
выражение восторга и ликования.
Часть третья: «Верую» - Кредо -
утверждение силы и твердости духа.
Часть четвертая: «Свят» - Санктус -
торжество и величие.
Часть пятая: «Агнец Божий» - Agnus
Dei - благодарение и умиление.
Бах начал сочинять Мессу («Высокой»
ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в
1738 году.
Она состоит из четырёх разделов.
Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса».
Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности
звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie
eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего
два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в
голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это
ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса
инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не
уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь
знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».
Следующая, вторая, обширная часть
Мессы - «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных номеров: четыре
хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора,
арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров,
развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы:
скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».
Завершается эта часть Мессы могучим
хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической
арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.
Второй раздел - Credo, именуется
«Никейский символ веры» - вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей
музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой
монументальной Мессы.
В фуге начального хора - тема
символа веры.
Остальные три части Мессы содержат
лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») - мажорная
вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром - в полную
силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы
прославления.
С высот одухотворенного восторга
перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста,
возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит
в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической
вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».
И последняя часть. Самая глубокая
ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с
поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть
сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся
отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария
чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение.
Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») - повторение одной из
хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким
образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его
драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта,
и победные громкозвучные мотивы света, радости - в финальном хоре.
...Слушая Мессу Баха, мы держим в
руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров
произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических
эпизодов, смену разных музыкальных структур.
Для своих месс Иоганн Себастьян
заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.
Полностью эту мессу Бах никогда не
исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.
Впервые полностью это величественное
творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная
месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и
исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного
исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла
быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как
Дрезден.
Список используемой литературы
1. И.Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И.-С.
Баха, глава II
2. М.С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах - стр. 51
3. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах - глава 8
|