рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Другое > Характерологическая функция интерьера в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Другое : Характерологическая функция интерьера в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Характерологическая функция интерьера в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Министерство образования Российской Федерации

Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

 

Специальность: русский язык и литература

Контрольная работа № 1

Учебный предмет: теория литературы (введение в литературоведение)

Вариант:  47

Тема:  Характерологическая функция интерьера в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»                                                        

 Преподаватель:  Зимина Лариса Владимировна

Работу выполнил

Студент:  Шумиловский Александр Сергеевич

Курс (группа):  1 (3)

 

ВВЕДЕНИЕ

Характер – определённая человеческая индивидуальность, образ, очерченный во всём его многообразии. В характере определяется тип конкретной личности, её поведения, социально-политической обстановки. С помощью характеров автор даёт читателям своё понимание человеческого поведения.

Особенностью литературного характера является то, что соединяет в себе общее и индивидуальное. Таким образом, каждый конкретный характер литературного героя заключает в себе объективное и субъективное начало. Из этого можно сделать вывод, что характер литературного произведения представляет собой заново созданную реальность, поскольку новая сотворённая личность в каждом произведении представляет собой, как уже было сказано, определённый человеческий тип. Вместе с тем, данный тип «насыщается» определёнными личностными чертами.[1]

Обстановка – фон, на котором разворачивается повествование. Это определение является верным и неверным одновременно. Верно оно, поскольку ни одно событие не может разворачиваться без фона, например, в романе Толстого «Война и мир» невозможно передать эмоций Андрея Болконского во время сражений и его душевных измышлений на поле Аустерлица, если мы не увидим самого фона событий – бегущих солдат, Наполеона, Кутузова. Однако зачастую обстановка становится практически одним из действующих лиц произведения: так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» атмосфера холодного, грязного Петербурга, его трущоб и нищеты во много подводят главного героя романа – бывшего студента Родиона Раскольникова – к совершению преступления. Чаще всего окружающая действительность органически сплетается с образом одного из главных героев произведения или всех его героев, например, жители застойной Обломовки, имения Ильи Ильича Обломова, героя романа И.Гончарова «Обломов» «знали, что где-то есть Саратов и Н.Новгород, однако где именно - не ведали», кроме того, в Обломовке даже солнце не обжигает, и кажется, не происходит никаких событий, за исключением разве что упавшего в яму мужика. Оправить по почте рецепт пива – событие, казалось бы, пустяковое, - становиться поистине эпохальным, занимает умы всего семейства Обломова.

Особую роль в повествовании практически любого произведения занимает интерьер, в том же «Обломове» читатель, прежде всего, знакомится не с главным героем повествования, а с его комнатой.  «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи»[2].

Прекрасно убранная комната свидетельствует о том, что человек перед нами «не запустившийся, что деятельность может иметь место в его жизни». Красивая «богатая» мебель явно свидетельствует о том, что герой повествования принадлежит к графскому роду. Однако дальнейшее знакомство с убранством комнаты настраивает на иной лад. Одна из самых ярких деталей – чернильница, в которой засохла муха. Ведь графу позапрошлого столетия совершенно невозможно вести свои дела без писем, а они, естественно, пишутся чернилами, которых у Обломова, как мы видим, нет, скорей всего, его хозяйство, подобно комнате, пришло в запустение. Иссохшие чернила проявятся чуть позже – когда читатель узнает, что Обломов долгое время не может ответить управляющему своим хозяйством. Его комната, как и он сам, изолирована от внешнего мира. Может быть, именно поэтому всем приходящим к нему в дом и предлагающим то или иное дело Обломов отвечает отказом. Да и радушным объятиям своих товарищей герой не особо рад: он отказывается обниматься, мотивируя тем, что люди «с холода».


ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИНТЕРЬЕРА В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Наиболее ярко образы персонажей раскрываются с помощью интерьера в известной поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Сюжет поэмы достаточно прост – аферист Чичиков ездит по усадьбам помещиков и скупает так называемые «мёртвые души» - души умерших крестьян, однако, вслед за крестьянскими душами в произведении встают души помещиков – мёртвых не физически, но морально. Именно их образы в поэме обрисовано крупным планом.

Критики и публицисты  - защитники крепостничества и самодержавия – пытались упорно доказать, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга – словом, опорой государства, «столпами общества»[3]. Гоголь беспощадно развенчивает этот веками устоявшийся миф. Он изображает не Чацких и Печориных, не лучшую часть дворянства,  а напротив - тех, кто составлял  основную часть этого класса.

Отношение помещиков к продаже ревизорских душ, «которые в некотором в роде окончили своё существование», проливает истинный свет  на строй их мыслей и чувств. Здесь обнаруживается во всей их полноте их эгоистическая замкнутость и абсолютное равнодушие к интересам, как общества, так и государства. Паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство - социальные признаки, свойственное всем помещикам, изображённым в поэме. Но эти социальные черты обусловлены крепостным правом, принимают разные формы и виды. Общая закономерность раскрывается в каждом частном случае. Как истинный гений, Гоголь находит и выделяет не только неповторимую черту внешнего облика героя, раскрывающего его внутреннее содержание, но и под пристальным углом даёт читателю «панораму жизни»  каждого помещика. Под «панорамой» можно лишь условно понимать дома «хозяев жизни». Понять, почему русский классик остановился именно на жилищах своих героев, довольно просто. Помещики по сути своей ограниченны в кругозоре, не способны видеть перспективу жизни, жить истинной, а не ложной жизнью.[4]

Один из наиболее ярких повествований – образ помещика Манилова. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару, в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположение и знакомство. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

«Дома он говорил очень мало и большую частью размышлял и думал…» О чём же думает и мечтает Манилов? Считая себя образованнейшим человеком, он желает «следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…» Ярко очерченный образ даёт представление о душевных качествах героев. Слащавость, сентиментальность, выделенные в портретной зарисовке и в фантастических, совершенно неосуществимых прожектах, составляют сущность характеров праздного мечтателя Манилова.

Однако Гоголь всего лишь несколькими деталями интерьера даёт понять, что размышления Манилова не имеют под собой хоть, сколько-нибудь серьёзного основания. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Поскольку герой живёт не реальной жизнью, а иллюзиями, хозяйством он, естественно, не занимается, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Естественно, что и в усадьбе и в доме видны следы запустенья. Одиноко стоящий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков – всё производит гнетущее впечатление. Стремясь создать типический характер, Гоголь широко использует интерьер. В комнатах рядом с прекрасной мебелью, обтянутые дорогой материей стоят кресла, покрытые рогожею, на столе высится «щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями», а к щеголю сиротливо жмётся «медный инвалид» весь в сале. Хозяин дома не понимает, что его мировоззрение, так же, как и его быт, прогнили изнутри.[5]

Окружающие вещи, весь уклад жизни свидетельствует о том, что  Манилов – «человек так себе: ни в городе Богдан, ни в селе  Селифан».

Крепостническая действительность воспитала не только прекраснодушного Манилова, который, проводя Чичикова, долго «думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться мост, огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть Москву и там пить чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах», но и расчётливых Коробочек, занятых исключительно накоплением. Говоря о её хозяйстве, следует отметить, что Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеет сама: салом, пенькой, птичьим пером, крепостными крестьянами. «Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… невмочь было ничего более заметить».  Коробочка – не только жадное корыстолюбивое существо, которое, вместо того чтобы удивиться предложению Чичикова, боится продешевить – она ещё и человек второго дна: недаром за зеркалом спрятаны то письма, то колоды карт. А ведь одно из распространённых значений образа карт литературного произведения: азарт, страсть. Страсть у Коробочки явно есть – к наживе. Её не скроет даже внешний антураж  в лице старинных картин.

В характере Ноздрёва Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем угодно: «…он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё, что хотите». Но, ни одно начатое дело Ноздрёв не доводит до конца, ибо все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага и освобождают помещика от забот. Жизнь превращается в вечный праздник. Пьяный разгул, карточная игра, псовая охота – любимые занятия Ноздрёва. Наверно именно поэтому в его разорённом имени только псарня находится в отличном состоянии. Вся жизнь Ноздрёва похожа на те конюшни, по которым он водил Чичикова – когда-то в них жили лошади, сейчас же это обветшалое запустелое помещение, примечательно, что автор сам не описывает дом героя – будто бы его у него нет, как нет и настоящей жизни.

Похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками, свойственными этому крупному хищнику. В его неуклюжем теле, по справедливому замечанию автора, «совсем не было души». Не склонный к размышлениям о «высоких предметах», он заботится лишь о двух вещах – собственной выгоде и наполняемости желудка. Наверное, именно поэтому он ест то по целой свинье, то по барану, то по гусю. Именно таковы «непритязательные» запросы гоголевского героя. Собакевич по-хозяйски умён и практичен: он не разоряет крестьян лишь потому, что это не будет выгодно ему самому. Во всех окружающих он видит одни только отрицательные черты – во всём губернском городе, по его  мнению, подлецы, «один порядочный человек: прокурор, да и тот, если правду сказать, свинья».

Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся и покупается. Именно поэтому он мгновенно понимает, что в покупке «мёртвых душ» Чичиков, очевидно, усматривает какую-нибудь выгоду. Общая тяжесть, как характера, так и личности Собакевича наиболее ярко проявляется в описании внутреннего убранства дома героя. Наверное, именно поэтому вся мебель в его жилище неимоверно тяжёлая, её просто невозможно подвинуть, как невозможно «подвинуть самого хозяина на нормальный путь». Образ Собакевича – образ яркий, буквально кричащий. Именно потому не случайно кричат и предметы в доме героя: «и я тоже Собакевич».

Тема нравственного падения, внутренней гнилости так называемых «хозяев жизни» венчается главой, посвящённой Плюшкину. Уже при первой встрече Чичиков «заключил, что это, верно, ключница». Предположение главного героя поэмы многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Плюшкин губит зерно, муку, сукно, но бережёт заплесневелый кулич и графинчик «с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил…» Тоской проникнуто описание не только духовного разложения Плюшкина, но и описание усадьбы этого горе-хозяина: «окна в избёнках были без стёкл, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Сам же дом напоминает огромный могильный склеп, где заживо практически погребён человек: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный…» «Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!»

Уже с самого начала писатель понимает, что Плюшкин натура «прогнившая»: не только изнутри, но и снаружи. В большинстве своём классики, при  обрисовании образов душевно неполноценных героев, останавливаются на одном и том же образе: красивая, даже порой чарующая внешность, невиданным образом сплетается с прогнившей духовно, морально, этически разложившейся натурой. Таковы, например, брат и сестра Курагины в романе «Война и мир»: при своей божественной, но холодной красоте им не совершенно невдомек все человеческие чувства и эмоции. Сходных героев мы можем усмотреть и в творчестве зарубежных писателей – к примеру, известного французского классика Бальзака: его Дориан Грей заботиться лишь о внешней эффектности, первородной красоте, неувядаемой  молодости в ущерб собственному духовному взрослению. Гоголь в этом отношении идёт дальше: ужасен и внешний облик его героя Плюшкина (приехавший Чичиков путает помещика с женщиной, не случайно во внутреннем монологе героя автор подчёркивает: «Баба это или мужик»),  равно как и его интерьер одинаково уродливы. Гоголь показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин « только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счёт  труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировало от общества. Плюшкин порвал всякие отношения с друзьями, а затем и с детьми, руководствуясь соображением, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Окружённый вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами и морит их голодом. Крепостные у него «мрут как мухи»; спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. « Ведь у меня что год, то бегут,  - жалуется Плюшкин. – Народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня и самому не чего». Этот же живой мертвец, человеконенавистник «обратился… в какую-то прореху на человечестве».

Личность Плюшкина как нельзя полно отражается в той обстановке, в которой обитает гоголевский герой – его интерьере и внешнем описании его «усадьбы» (назвать усадьбой жилище Плюшкина не представляется возможным.) Дом Плюшкина – кладбище ненужных вещей: Плюшкин не накапливает предметы домашнего обихода – он лишает их естественной жизни: стулья, на которых могли бы сидеть люди обрастают плесенью и мхом, в углах виднеется паутина, что свидетельствует о нерадивости и безразличии хозяина к собственному жилищу. Казалось бы, у Плюшкина есть всё, что необходимо для нормальной полноценной жизни, однако то, что должно служить барину напротив управляет им. Вещи для Плюшкина -  хозяева его собственно жилища. Остаётся вопросом, насколько самому «хозяину жизни» комфортно в тех условиях, в которых он живёт. На мой взгляд, Плюшкин не страдает от ущербности своего существования: людей для него не существует, взамен их имеется обширный, полный жизни и взаимодействия мир денег и вещей. Однако ни что не может поколебить силу человеческой жизни, ни какие материальные богатства не способны сравнится с ничтожными, низменными ценностями Плюшкина, а по тому герой вынужден влачить жалкое существование своей никчёмной жизни. Ни когда в ограниченной натуре Плюшкина не загорится огонь истинной жизни, ни когда он не сможет понять той ценности простых человеческих отношений, которую нужно постичь каждому человеку. Я считаю, что гоголевский герой по своему уровню развития стоит даже ниже хрестоматийно известно Гобсека – в то время, как последним движет неиссякаемая страсть к накопительству, Плюшкин способен лишь на создание в своём жилище могильника ненужных вещей. Ненужных – поскольку вещи обретают смысл лишь в том случае, если используется людьми по своему прямому назначению, а не пылится на полке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последовательно, от героя  к герою, гений русской литературы Н. В. Гоголь знакомит своих читателей с галереей «мёртвых душ». Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Манилов, Чичиков, - всё это «герои один пошлее другого»  - писал сам Николай Васильевич. Действительно, образы зажравшихся, беснующихся от барского жира и неимоверной власти помещиков, даются автором произведения в логической, деградационной последовательности. Если Манилов просто неспособен поддерживать порядок в своём доме и мечтает о мифических,  прожектёрских «мостах», которые, естественно, он никогда не сможет построить в силу своей глубинной абсолютной  бездеятельности, то Плюшкин не способен уже ни на одно практическое действие в связи со своей как физической, созданной им самим, так и внутренней, обусловленной его собственной безынициативностью,  деградацией. Интерьер же естественным образом характеризует ту душевную ущербность, которая присуща героям поэмы.  Поскольку персонажи не могут создать вокруг себя комфортную, пригодную и естественную для жизни среду обитания, эти жалкие людишки вынуждены довольствоваться лишь тем божественным существованием, которым они, в силу собственной духовной и душевной ущербности, способны обеспечить сами себя.

Гоголевские помещики, как никто иной, иллюстрируют собой «говорящее» название произведения русского классика – они мертвы гораздо больше, чем те усопшие души, которыми, не гнушаясь никакими общепризнанными человеческими рамками,
 торгует, отвратительный, ужасающий своим низменным цинизмом, делец по фамилии Чичиков. «Мёртвые» помещики неспособны к жизни настолько, насколько пошл и безжизнен их интерьер.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гоголь Н.В. Мёртвые души. Т.1//Собр.соч.: В 7 т. М., 2009. Т.5.
  2. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1989.
  3. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989 .
  4. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». Л., 1987.
  5. Смирнова Л.А. Русская литература XVIII – XIX  веков. М., 1995.

[1] Смирнова Л.А. Русская литература XVIII – XIX  веков. М., 1995.

[2] И.А. Гончаров. Обломов//Собр. соч.: В 20 т. СПб.: Наука, 1997. Т. 4.

[3] Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989.

[4] Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». Л., 1987.

[5] Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1989.





Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.