Другое : Туризм в России. Состояние и перспективы
Туризм в России. Состояние и перспективы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
Основные
понятия и государственное регулирование сферы туризма в России
2.
Индустрия
туризма в России, состояние и проблемы
2.1.
Туристский
потенциал России
2.2.
Индустрия
гостиничного дела и питания
2.3.
Индустрия
транспорта
3.
Особенности
внутреннего российского туррынка на современном этапе
4.
Оценка и
прогнозы развития внутреннего туризма в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно
развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое
развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник
дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных
источников дохода.
Особенных успехов
мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов
возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу
приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых
инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [4,
стр.5].
Туризм оказывает
огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги
гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного
потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического
развития.
Индустрия туризма – это отрасль
экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования,
организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма – давно определившаяся
экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими
отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качестве
страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом
туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1%
мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический
и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно
высокой туристской посещаемостью.
Следовательно,
перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов
построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить
рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием
туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы
туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только
четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить
соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым
стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие,
добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.
1.
Основные
понятия и государственное регулирование
сферы туризма
в России
Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет
туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства и постоянного места
жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте)
временного пребывания.
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых
категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм – это временный выезд
граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах
национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных
интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм – это систематизированная и
целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с
предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на
территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских
услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .
В Федеральном законе
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N
12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.
Туризм внутренний – туризм в пределах
территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.
Туризм выездной – туризм лиц, постоянно
проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной – туризм в пределах
территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.
В литературе также дается определение
внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в
посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной
местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей
страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12
месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного
пребывания.
К категории внутренних туристов не
относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:
- постоянные жители, которые перемещаются
в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего
обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивам
меняющие свое местожительство;
- лица, перемещающиеся в другое место в
пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в
посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;
- лица, перемещающиеся между местностями в
целях оплачиваемой работы или учебы;
- военнослужащие, находящиеся при
исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы,
сопровождающие и члены их семей;
- кочевники и беженцы, а также вынужденные
переселенцы;
- транзитные пассажиры;
- участники групповых поездок на
туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
- члены экипажей морских судов, железнодорожных
поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда [6, стр. 31].
Государственная политика в сфере туризма – это
деятельность органов государственной власти, различных организаций по
определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.
Основным нормативно-правовым документом,
регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. №
12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона
государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей
экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма
является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и
самодеятельного туризма.
С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007
года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и
вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в
сфере внутреннего и международного туризма.
В России сейчас существует две организации,
ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму
(Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму
в Государственной Думе РФ.
2.
Индустрия
туризма в России, состояние и проблемы
2.1.
Туристский
потенциал России
Одними из
наиболее привлекательных туристских ресурсов России является
историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как
страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели,
композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории
страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В
начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры
насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов
федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих
объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам
культуры.
На территории
России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из
них, 13 – как объекты культурно наследия.
Основу
историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые
целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и
музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль в
формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые
памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается
более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн.
музейных предметов.
В России
поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но
и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный
комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее
время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в
сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во
многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные
историко-культурные объекты.
Особое значение в
организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и
поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются
не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники
градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и
исторические ландшафты [7, стр. 405].
2.2.
Индустрия
гостиничного дела и питания
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса –
это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных
стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в
России до того времени не было.
Серьезный недостаток гостиничных мест в главных
российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по
международным стандартам – это один из основных факторов, тормозящих развитие.
По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200
гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году
были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].
По сравнению с
началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не
увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно
процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных
от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы
неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.
Существующая
материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется
высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в
реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности
размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего
Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и
природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских
учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики
[7, стр.406].
Вторая
составляющая индустрии гостеприимства – система питания – практически на 100%
находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости
единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила
интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество
учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и
Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других
популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей,
в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня
сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских
центрах [2, стр. 33].
2.3.
Индустрия
транспорта
Транспортное
обслуживание туристов – одна из составных частей
индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень
благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на
туристские услуги.
Еще одним негативным
фактором является то, что в России на законодательном
уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения
туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского
транспортного права вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются
права российских туристов. К тому же
туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных
фирм) мало знакомы с важнейшими
международными конвенциями по воздушным, морским, речным,
железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в
бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая
автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и
обеспечивавшая потребности как внутреннего,
так и международного рыночные
отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме
привел к перепрофилированию некоторых
транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству[6,
стр.62].
Спрос на туристские транспортные услуги
внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в
том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские,
автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с
введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].
Парк авиационного
и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей
техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются
малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных
средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение
ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и
морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически
отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том,
что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической
страной железнодорожного туризма [7, стр.407].
3.
Особенности
внутреннего российского туррынка на современном этапе
Достаточно
взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России
неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших
в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у
себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных
факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для
событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В
лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются
представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и
домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.
Как результат,
ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере
внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа
экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые,
собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за
рубеж [5, стр. 249].
По мнению
большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее
время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего
туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам
Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних
туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма
характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха
(70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам
на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в
республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить
себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего
туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).
Тем не менее в
настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии
по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать
Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно
высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно
информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны.
В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями
санаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].
Большую роль в
оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских
приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку
у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы
работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются
браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры,
потому что ничего о них не знают [5, стр. 250].
Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские
фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и
въездному туризму. Это связано с тем, что во многих
странах уже давно поняли необходимость развития программ
обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны
внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики
благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности,
благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту
выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского
продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными
услугами, является самой важной задачей развития российского
туристского рынка.
Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм
развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу
работа российских туристских предприятий отстает от международного
уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых
услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а
соответственно и по ценам), а также
отставание от международного уровня
качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими
работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского
туристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на
опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга,
являются: возникновение в постперестроечный период
огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян
на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на
путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям
безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки
продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и
отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на
финансирование такого продвижения [6, стр.75].
Развитие
российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к
которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее
регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг;
недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц
среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;
неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной
информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;
непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских
туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка
работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной
туризм.
Эти проблемы
невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в
настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению
туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских
организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование
законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде
всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии
туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие
инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом
туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов
туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой
основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более
эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и
природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности,
направленной на продвижение и формирование образа России как страны,
благоприятной для туризма [7, стр. 6].
Государство
должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма и
стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого
требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в
России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного
отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в
доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной
модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет
не только экономический, но и стратегический социальный смысл.
4. Оценка и
прогнозы развития внутреннего туризма в России
Российский рынок
туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет
развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд.
долл. в год.
Из-за множества
проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в
безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по
прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет
бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по
инвестициям.
По данным Всемирной туристской организации к
2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских
направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также
отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении
60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию
внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье
«туризм».
Следует отметить, что по совокупности
объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности
выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения)
услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности
населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного
права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение
приобретает внутренний туризм.
Потенциал туризма в России высоко оценивается
западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую
лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла
в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также
весьма высоки – 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].
Россия в 1990 году по доле в мировом
туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место,
к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире как по въезду,
так и по выезду.
Высокими темпами будут развиваться также
инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии
транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и
политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и
политику ряда государств и регионов мира.
В
сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и
международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и
санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для
государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также
отдельной личности в частности.
Россия
пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской
отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия
начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и
цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны
региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают
отдыхать в своем отечестве.
Несмотря на продолжающийся туристский
бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно
адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в
основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса,
недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1
работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской
инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в
стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 %
мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет
туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее
крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики,
может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового
национального дохода России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон РФ
от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации».
2.
Отчет Всемирного
Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации»,
2006г. – 72с.
3.
Биржаков
М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в
Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский
фонд, 2004.-82с.
4.
Гуляев
В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика,
2003.-304с.: ил.
5.
Здоров
А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.:
ил.
6.
Квартальнов
В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.
7.
Чудновский
А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях:
учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.-416с.
|