Другое : Трио-квинтет Ю. Буцко. Целостный анализ.
Трио-квинтет Ю. Буцко. Целостный анализ.
Трио-квинтет Ю. Буцко. Целостный анализ.
Е. Стародубцева
I. История создания
Трио-квинтет
для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели в семи частях был написан в
1970 году. Это произведение относится к важнейшему периоду творчества Ю.М.
Буцко (с конца 60-х и до середины 70-х годов), когда основой музыкального языка
композитора становится древнерусский знаменный роспев[1]
.
Именно это направление своего творчества композитор по сей день считает
важнейшим. Тогда им была изобретена своя гармоническая система «Знаменные
лады», принципы которой сформулированы в авторской аннотации к центральному
сочинению «знаменного периода» - Полифоническому концерту[2]
.
В
Трио-квинтете основная тенденция этого периода воплощена частично. Буцко
называет это сочинение «полистилистическим» ввиду намеренного объединения
разных композиционных техник (две двенадцатитоновых системы – авторской и
немецкой) в одном сочинении.2
В
Трио-квинтете, построенном на взаимодействии разных смысловых,
историко-художественных и собственно музыкальных ассоциаций, Буцко предстаёт
как композитор с явно современным типом мышления: он преломляет чужую
тематическую идею (бетховенский мотив «Es muss sein!») и, работая с ней,
свободно пользуется различными техниками композиции, в частности авангардными.
Композиторский
стиль Трио-квинтета разнообразно выявляет индивидуальность автора.
Оригинальность сочинения состоит уже в выборе жанра, что особенно отразилось на
манере исполнения произведения: одной из используемых здесь авангардных техник
является инструментальный театр, который присутствует вплоть до 4 части (пока
не соберутся все инструменты). Квинтет образуется не сразу, при помощи
постепенного введения инструментов (как бы для «знакомства» с новыми тембрами).
Первые две части – фортепианное трио, затем в III части на смену фортепиано
приходит новый инструмент – альт, таким образом. И только в точке золотого
сечения – IV части – впервые появляется квинтет, но возникает он также
постепенно, по мере подключения полифонических голосов.
К
области чисто инструментального театра относится раздел, открывающий первую
часть (до цифры 7). По замыслу автора, начало произведения – это наша
повседневность. На сцене происходит музыкальная игра, где музыканты открывают
инструменты, пробуют играть, музыка как бы ещё не началась. Таким образом,
внимание слушателя постепенно расслабляется, становится рассеянным, «засыпает»,
а это было автору необходимо для того, чтобы вскоре привести его к серьёзным
размышлениям. Однако, несмотря на то, что музыканты (скрипач и виолончелист)
должны в этот момент выступать в качестве актёров, их партии строго
зафиксированы, а по форме раздел представляет собой точный двухголосный канон в
обращении.[3]
Эта особенность сочетания
импровизационности и каноничности ставит аналитика перед серьёзной
теоретической проблемой (аналогичные примеры автору этой работы неизвестны).
При подготовке звукозаписи композитор отказался от этого начального раздела,
что было обусловлено техническими причинами: при прослушивании произведения в
записи этот раздел не имел такой ценности как на сцене, т.к. ничего не было слышно.
Замысел
Трио-квинтета возник во время поездки Буцко в Польшу на фестиваль «Варшавская
осень». А непосредственным поводом к сочинению Трио-квинтета послужило
посещение музея немецко-фашистского концентрационного лагеря в г. Освенцим
(нем. Аушвиц). Об истории создания Трио-квинтета и его содержании сам Буцко
рассказывает так: «Идея этого произведения возникла у меня в 1970 году. Это был
год Бетховена, когда … очень часто звучали знакомые и любимые произведения
великого мастера. Однако в том же году у меня были ещё и другие впечатления: я
познакомился с… историческими мемуарами, которые были связаны с воспоминаниями
о войне, с разрушениями и хаосом, и всё это собралось в моём сознании в некое
музыкальное впечатление, в своего рода полистилистическое восприятие всего
того, что меня окружало».
Своё
произведение композитор определяет как «ответ на то, что я видел». Это
документальная музыка. Музыка Трио-квинтета – это, прежде всего, запечатленные
образы. Драматургия произведения лишена театральных черт.
II. Философская идея произведения
Никакое
моё произведение не выразит этого
Ю.
Буцко
Художественный
замысел произведения заключается в противопоставлении двух звуковых миров:
западного, связанного с цитированием мотивов «Muss es sein?» (и утвердительного
«Es muss sein!») из IV части квартета ор. 135 Л. Бетховена, и русского,
выраженного цитатой «Херувимской песни» из сборника Н. Успенского «Образцы
древнерусского певческого искусства».
Цитаты
из музыки Бетховена необходимы автору для выражения идеи категорического императива,
сформулированной в XVIII веке И. Кантом. Эту идею, согласно которой долг
становится основанием этики, автор практически отождествляет с фашизмом,
настолько неизбежной и логичной представляется ему катастрофическая
последовательность развития европейской цивилизации от формирования немецкой
классической философии до Третьего рейха. Однако фатальная ошибка общества,
приведшая западный мир к ужасам Второй мировой войны, по мнению композитора,
была совершена раньше, в эпоху Возрождения, в момент наивысшего расцвета
культуры, когда был провозглашен культ человека.
Логическое
обоснование этой мысли вкратце следующее. Освободившаяся от оков богословия
философская мысль подвергает пересмотру всё религиозное миросозерцание, полагая
в основу человеческое познание взамен богооткровенного представления о мире.
Ключевой фигурой здесь является все тот же Кант, философия которого, по словам
Ф. Ницше представляет собой «переоценку всех ценностей». Отсюда – через
всеобъемлющее диалектическое миропредставление Гегеля; через немецкий культ
искусства; через героические образы Бетховена, с новой силой воплотившиеся в
вагнеровском Зигфриде; через гипертрофию здоровья и чистоплотности – пролегает
прямой путь к Ницшеанской идее сверхчеловека, властителя мира, великого и гордого.
Все, что являет собой decadence, должно быть уничтожено – провозглашает Ф.
Ницше. «Больной – паразит общества… Прозябание в трусливой зависимости от
медиков и медицины, когда смысл жизни, право на жизнь уже утрачены, должно бы
вызывать глубокое презрение общества. А врачам следовало бы служить
проводниками этого презрения – входить к пациентам не с лекарствами, а с
порцией брезгливости ежедневно. Надо возложить на врача еще одну
ответственность – его ответственность в тех случаях, когда высшие интересы
жизни, восходящей жизни, требуют самого решительного подавления и вытеснения
жизни вырождающейся».[4]
Уничтожение того, что признается
второсортным и нежизнеспособным во имя торжества расы «сверхчеловеков» – один
из характерных способов действия для фашистов.
Почему
автор обращается именно к идее императива, можно осознать, имея в виду
следующее рассуждение. Кант полагал в основу своей этики принцип
долженствования, отстаивая при этом высочайшие нравственные идеалы. Однако сам
этот принцип не содержит в себе утверждения именно позитивного начала
нравственности. Объектом долга может стать абсолютно любой поступок, который
человеческое сознание признает, исходя из каких-либо предпосылок, действительно
«долженствующим» последовать. Если учитывать приведенную цитату Ницше, то
фашизм, таким образом, не только возможен, но даже неминуем, так как логически
его рассуждение безупречно. Придя к таким выводам, невольно приходишь в ужас
оттого, что по этой логике становится возможным любое самое чудовищное
злодеяние, и никакое не будет казаться чрезмерным. Именно с этим связано столь
экспрессивное изложение материала цитаты. Мучительный вопрос от лица
человечности: «неужели это должно быть?» – и устрашающе утвердительный ответ
торжествующей идеи: «Да, это должно быть!». Невольно вспоминаются слова
Достоевского: «Если нет Бога, то все позволено». Эта свобода «все-возможности»
и «все-позволенности» порождена антропоцентризмом Возрождения. Эпоха,
произведшая на свет стольких гениев и злодеев, представляется наиболее
неоднозначной и трагической главой в истории развития человеческой мысли. Для
Запада эта глава может стать последней. Такова позиция автора, и с целью
наглядного воплощения этой позиции использована бетховенская цитата.
ХХ
век явился эпохой катастроф и неразрешимых проблем. Самая мучительная из них –
это проблема торжествующего в мире зла. Ни один художник того времени не
остался в стороне; так или иначе, ее пытались разрешить все, каждый по-своему.
Для многих это был путь к величайшему отчаянию, так как не находилось этому
безумию никакого объяснения и не было видно ни малейшего повода для надежды.
Содержание музыки Трио-квинтета – это та же проблема, и ее разрешение: отказ от
бетховенского «Es muss sein!» и обращение к древнерусскому знаменному роспеву.
Православие противополагается идее Запада («отрицаемся сатаны и гордыни его»).
Вместо самоутверждения сверхчеловека, кротость и смирение.
III. Характеристика частей цикла
Все
крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение
цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5]
Не является исключением и Трио-квинтет –
это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около
30 мин.). Семь частей, образующих цикл, сгруппированны следующим образом: I-II,
III-IV-V (связанные с западным миром) и VI-VII (связанные с русской
интонационной сферой).
Единство
цикла обеспечивается благодаря общему тематизму (темы переносятся из одной
части в другую); общей интонационной сферой, центром которой служит мотив
цитаты «Muss es sein?»; напоминанием о звучавшем ранее материале (аллюзии на
гармоническую краску, на характерный приём инструментовки и пр.). Все это
говорит о принципе симфонической драматургии, объединяющем весь цикл и делающем
невозможным исполнение отдельных частей вне связи с целым.
Главный
акцент в формообразовании сделан на составные формы, разделы которых, чаще
всего, являются тем или иным видом канона. Представлены также целостные
полифонические формы, такие как пассакалия и фуга на хорал. В связи с этим
возникают параллели с эпохой барокко.
I
часть Molto sostenuto написана в составной двухчастной форме с небольшой кодой,
играющей роль перехода ко II части. Первый раздел (с начала до ц. 7) носит как
будто бы импровизационный характер, на что нам указывает ремарка автора
improvisato; однако на самом деле это точный двухголосный канон в обращении.
Форма зеркального канона далее будет встречаться очень часто. Четыре фразы, из
которых состоит тема второго раздела Piu mosso subito – Sostenuto (от цифры 7),
исчерпывают форму, приводя к логичной, довольно устойчивой по звучанию
каденции. В коде (см. цифру 11) звучащие на фоне флажолетов сухие отрывистые
аккорды составляют «мотив трёх аккордов» (как мы далее будем его называть),
который во II части будет иметь огромное смысловое и структурное значение (см.
пример 12)
Прежде,
чем начать разбор II части следует оговорить весьма существенный момент. Авторский
размер здесь 10/2, однако для облегчения исполнения автором же были проставлены
пунктиром такты по 2/4. Мы воспользовались здесь этим разделением на
двухчетвертные такты также для удобства ориентирования в музыкальном тексте.
Все примеры и отметки о количестве тактов даны в размере 2/4.
Форму
II части (Allegro barbaro) можно определить, как составную четырехчастную. Это
самая развернутая и структурно наиболее сложная часть. Жанровым прототипом ее
является токката. Первый раздел состоит из 11 фрагментов, объединенных одним
конструктивным ядром – минорным пентахордом, наподобие вариаций. Внутренне они
представляют собой контрапункт двух зеркальных канонов и развиваются по
принципу сжатия количества тактов от предыдущего к последующему.
Информационная Библиотека
для Вас!
|