Другое : Технологии социальной реабилитации
Технологии социальной реабилитации
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание понятия
инвалидность……………………………………….5
2. Особенности социальной
реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата…………………………………...6
2.1 Патология
опорно-двигательного аппарата……………………………..6
2.2 Технологии социальной реабилитации……………………………….....9
3. Социально-средовая реабилитация
инвалидов с нарушениями слуха...15
3.1 Патология
слуха………………………………………………………….15
3.2 Социальная реабилитация
инвалидов с нарушениями слуха…………16
4. Инвалиды с нарушением
зрения…………………………………………19
4.1Социальная реабилитация инвалидов
с нарушениями зрения………...21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..26
Введение
Процесс
социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое
включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два
класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение
социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью,
а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс
адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями
социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные
процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида
и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем,
следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и
условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в
этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости,
психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида.
Социальная реабилитация – самый надежный путь и условие к успешной социальной
адаптации инвалида.
Актуальность
проблемы: Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов
же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо
приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде,
нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е.
приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных
со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
Целью данной
курсовой работы является освещение проблем социальной реабилитации инвалидов и
технологии социальной реабилитации инвалидов. Объектом является технологии
социальной реабилитации
Предметом
является сущность технологий социальной реабилитации
1.Содержание
понятия инвалидность.
Социальная
реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и
трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.
Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому
из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных
способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и
необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского
общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность
социально-реабилитационной деятельности.
Согласно
Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это любое лицо, которое
не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности
нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то
врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
В Рекомендациях
1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета
Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в
возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,
социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не
позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и
принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и
другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым
нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой
жизнью.
2.Особенности
социальной реабилитации инвалидов с
нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата
2.1 Патология
опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта,
последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной
системе.
В соответствии с
Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и
социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно
дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:
- вследствие
полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая
ампутации.
- вследствие
отсутствия одной или более дистальных частей конечностей
- в связи с
отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей
- вследствие
отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей
- в связи с
нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне
- вследствие
нарушения мышечной силы нижних конечностей
- в связи с
нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.
Следствием этих
нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и
передвижения.
Способность к
самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные
физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и
навыки личной гигиены.
Способность к
самообслуживанию включает:
- удовлетворение
основных физиологических потребностей, управление физиологическими
отправлениями.
- соблюдение
личной гигиены.
- одевание и
раздевание верхней одежды.
- приготовление
пищи
- выполнение
повседневных бытовых потребностей
- пользование
постельным бельем и другими постельными принадлежностями
- стирка, чистка,
ремонт белья, одежды
- пользование
бытовыми приспособлениями и приборами
- уборка
помещения
Параметрами при
оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться:
- оценка
нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к
самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
- оценка
нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых
потребностей;
- оценка
временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость(1 раз в
сутки): длительные интервалы(1 раз в сутки), короткие(несколько раз в сутки),
постоянная нуждаемость.
Способность к
самостоятельному передвижению – способность самостоятельно передвигаться в
пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках
выполняемой бытовой, общественной. проственной.ьно
передвигаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие
тела в рамкх выполняемой бытовой, обфессиональной деятельности.
Способность к
самостоятельному передвижению включает:
- самостоятельное
перемещение в пространстве: ходьба на ровной местности в среднем темп (4-5 км/ч
на расстояние, соответствующее средним физиологическим возможностям)
- преодоление препятствий:
подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не
более 30 градусов)
- сохранение
равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела,
возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, сохранять принятую позу и
изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны)
- выполнение
сложных видов передвижения и перемещения : опускание на колени и подъем,
перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения
- пользование
личным и общественным транспортом
Параметрами при
оценке способности к передвижению могут являться:
- расстояние, на
которое может передвигаться человек
- темп ходьбы (в
норме 80-100 шагов в минуту)
- коэффициент
ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1.0)
- длительность
двойного шага (в норме 1-1.3 с.)
- скорость
передвижения (в норме 4-5 км/ч)
- нуждаемость и
возможность использования вспомогательных средств)
Оба вида
ограничений жизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании
ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а
об ограничениях а об ограничениях способности к передвижению – при
повреждениях верхних конечностей. Вместе с тем известно, что инвалид с
поражением нижних конечностей вследствие травмы позвоночника имеет ограничения
жизнедеятельности не только в сфере способности к передвижению. У него имеются
в связи с этим и ограничение способности к самообслуживанию.
Если ограничить
рассмотрение способности инвалида к передвижению в пределах квартиры, ограниченной
жилой среды, то здесь можно говорить о способности инвалида к перемещению в
небольшом жизненном пространстве.
2.2 Технологии
социальной реабилитации
Проблемы
осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе
социально-бытовой реабилитации.
Организация
социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые
лежат в основе технологии этой формы реабилитации.
На этапе
первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы
специалист по социальной работе по согласованию с клицинистом – экспертом
выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за
этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и
вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого
существования в быту.
На следующем
этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной
бытовой независимости.
В ходе
осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом
по социальной работе так называемая социальная информация включается в
индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Сам процесс
социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд
последовательных смысловых технических составляющих.
Осуществление
социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой
ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида
в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает
перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает
необходимость приложения определенных усилий.
Осуществление
социально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам
восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Специалисту,
обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение
приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом
обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе
инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист,
обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями,
учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав
(конечность, орган).
Важной
составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая
представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности
с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для
стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным
этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое
устройство – проживание его в квартире со специально созданными бытовыми
условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.
При организации
социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного
аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.
1.
Предусмотреть
возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового
оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).
2.
Оснастить
имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями
(насадками, рычагами) для использования его инвалидом.
3.
оборудовать
квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом
потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к
потребностям инвалида с учетом типа дефекта.
Реализация
указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического
дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне
зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность
технологии социально-бытовой реабилитации.
При осуществлении
первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его
семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию
обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по
социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида
непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам
пользования холодильником, плитой и т.д.
Специальные
приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной
комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к
расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты,
в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с
повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны.
Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима
установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней
для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для
инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают
различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу,
устройства для подъема с унитаза.
Для осуществления
самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и
чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания
банок и бутылок и др.
Специалист по
социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с
поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания
занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек.
Еще большие
проблемы в самообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В
этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних
конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность
осуществляется в пределах ограниченного пространства. В связи с этим необходимо
оборудование такого пространства специальными приспособлениями для приема пищи,
чтения, письма. Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащается
насадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходим
горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.
Для инвалидов с
поражением нижних конечностей, ограничение жизнедеятельности которых
преимущественно в сфере передвижения, основное значение приобретает специальное
оборудование квартиры. Это оборудование должно служить не только передвижению
как физиологическому акту, но и обеспечивать возможность выполнять другие
функции, связанные с иными видами жизнедеятельности.
Инвалид с
повреждениями нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных
вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска).
В связи с этим
при оборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и
то обстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользования
индивидуальными средствами передвижения.
Оборудование
квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей,
вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей.
Необходимо предусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полок.
Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида
высоте. Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования
кресла-коляски.
В квартире между
помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы
должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели
стен необходима установка горизонтальных поручней.
Туалеты должны
иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать
настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует
предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для
перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставить
специальный стол с выемкой для инвалида на коляске.
Существует еще
одна проблема для инвалида, пользующегося креслом-коляской, - это перемещение
на кровать. Необходимо предусмотреть и это, т.е. оборудовать кровать
специальным подъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного
управления с целью перемещения.
Рекомендуемое
оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они
не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями
опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные
потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы
оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой
реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает
задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и
приспособлениями.
Само оборудование
квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова.
Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может
продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское
занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным
целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.
С целью
практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо
создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные
блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и
реабилитационными техническими средствами с последующим относительно
независимым образом жизни.
3.Социально-средовая
реабилитация инвалидов с нарушениями
слуха.
Окружающая среда
с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью
слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются
определенные реабилитационные мероприятия, для того чтобы данная категория
инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми.
Различают
врожденную и приобретенную глухоту. Врожденная может быть наследственной либо
вызванной заболеваниями внутриутробного периода, резус-конфликом, либо приемом
матерью ототоксических веществ во время беременности.
Социально-средовая
реабилитация инвалидов с патологией слуха представляется социальными методами
обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда.
Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в
приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в
создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает
здоровое общество.
3.1 Патология слуха
В соответствии с
Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и
социальной недостаточности патология слуха подразделяется на:
- глубокое
двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха
- тяжелое
двустороннее нарушение слуха, нет восприятия речи
- среднетяжелое
нарушение слуха.
- легкое
нарушение слуха, распознаются не все элементы обычной речи
Термин «глухой»
применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолько
тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.
Из всех видов
ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым
является ограничение способности к общению.
Параметрами оценки
ограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть:
- способность
говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить
вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);
- способность
слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
- способность к
символической коммуникации – невербальному общению: понимать знаки и символы,
коды, читать карты, принимать и передавать информацию.
Инвалиды с
выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности б обучении.
Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также
воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой
категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем
раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют
тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия,
применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.
3.2 Социальная
реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
В целях
социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями
слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые
аппараты:
- ушные вкладыши
каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям
слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;
- заушные
слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
- система
индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры;
- усилитель
акустический на телефонную трубку.
Люди, страдающие
тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым
требованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с
частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных
помещений следующей аппаратурой:
- индикатор
телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника;
- телефонная
трубка с усилителем;
- световой
сигнализатор дверного звонка;
- будильник со
световой, вибрационной индикацией;
- телефон-принтер
с памятью со встроенным экраном;
В связи с тем,
что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных
целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление.
Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувью ушные
шлемы.
Плохо слышащие и глухие
испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность
услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую
напряженность.
Специфические
ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в
затруднении получения информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота
не только создает проблемы «доступа» к транспорту, сколько ограничивает
возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим
как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов
с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и плохослышащих,
которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения,
«бегущей строкой» - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
Для действенной
реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха
представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных
и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной
инвалидам.
Для социальной
реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское
общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений,
где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции
лиц с данной патологией.
В федеральном
законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для лиц,
страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами
телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами,
инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами,
необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств
производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения
инвалидов техническими средствами, облегчающими их труд и быт, определяется
Правительством РФ.
4. Инвалиды с нарушением
зрения
Зрение является
одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90%
информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек
испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации,
общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты
жизнедеятельности.
В соответствии с
Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и
социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
- глубокое
нарушение зрения обоих глаз;
- глубокое
нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
- среднее
нарушение зрения обоих глаз;
- глубокое
нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения,
степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и
которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются
зрительными нарушениями.
Главной
характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее
влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является
состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.
При нарушении
остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора,
возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения
профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При
значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются
и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля
зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно
высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.
Абсолютная или
практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий
жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к
самообслуживанию и физической независимости.
В связи с
дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других
анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная,
кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов
и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют
руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов – язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности
слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие
акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решении
реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания
незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить
посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых
следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам
строительных материалов и конструкций.
Компенсаторная
приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей
возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой,
обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует
препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.
На использовании
функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические
средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки
у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные
надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы
открывания дверей и др.
Наиболее значимым
видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является
ограничение способности к ориентации – способности определяться во времени и
пространстве.
Способность к
ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей
обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения
ситуации.
Способность к
ориентации включает:
- способность к
определению времени по общепринятым признакам
- способность к
определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.
- способность
правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к
временным и пространственным ориентирам.
- способность к
ориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.
- способность к
восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманию
связей между предметами и явлениями.
4.1 Социальная
реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Социально-бытовая
и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается
системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют
безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные
ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с
выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.;
изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.
Слуховые
ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.
Зрительные
ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и
пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое
обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть
максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным
зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать
системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового,
акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.
Зрительные
ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана,
чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий
и утрате навыков пространственной ориентировки.
Важное значение
для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры
социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение
незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
- для
передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы
лазерные, световые и др.)
- для
самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения
(кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за
ребенком и др.)
- для
информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения,
письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные
устройства и др.)
- для трудовой
деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает
производство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с
остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции
зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а
также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и
информационного назначения.
Применение
тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями
создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для
разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих
способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и
общественной жизни.
Инвалиды с
патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости
самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько
технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная,
звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)
Слабовидящий
человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей,
усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных
элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать
транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска
пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.)
Для человека с
полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с
посторонней помощью.
Важную роль в
социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их
социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ
Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы
социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется
широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы
специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности
незрячих.
В федеральном
законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с
нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами,
тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать
транспортные средства и устройства (светр в современном произЗаключение
Основные сферы
жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к
среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том,
что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в
среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем
производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из
дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и
спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы
инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально
для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он
чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в
общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям
престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических
ограничений.
Социальная
реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной
средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного
субъекта общественных отношений.
Одной из главных
целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к
социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием
нормального функционирования общества.
Однако здесь
могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной
реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе
общественных отношений, с ее социальной активностью.
Главная проблема человека
с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении
мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с
природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному
образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым
является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом
социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое
санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,
общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
|