Другое : Строгино
Строгино
Строгино
К северу от издавна существовавшего под Москвой села
Троице-Лыково местность постепенно понижалась и образовывала огромный
полуостров, окруженный с трех сторон широкой излучиной Москва-реки. В давние
времена, до строительства канала и Карамышевской плотины, водный режим реки не
был постоянным. В летнее время она настолько пересыхала, что во многих местах
широкое русло можно было перейти вброд и даже переехать на телеге, не замочив
ступицы . Но в весенне половодье уровень воды поднимался на пять-шесть метров,
затопляя прибрежные луга. Жить на берегу реки в этих местах было рискованно,
однако и здесь почти по всему побережью встречаются старинные селища - следы
существовавших некогда сел и деревень. Заливные луга служили отличными
пастбищами для скота, а по их окраинам тянулись поля с плодородной лесовой
почвой. В Москва-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной - щук, лещей,
судаков, которых в старину рыбаки добывали с помощью остроги. Отсюда пошло
прежнее название «Строгино» - Острогино.
В XVI веке село Острогино принадлежало царскому двору,
а первые упоминания о нем относятся к 1570 и 1573 годам. В начале XVII века
село тяжело пострадало от разорения Смутного времени. Были сожжены дома,
разрушена церковь Параксевы Пятницы, так и не восстановленная после польской
интервенции
В 1646 году в Острогино насчитывалось всего девять
крестьянских дворов. В дальнейшем Острогино быстро разрасталось в связи с
наличием земли для распашки и особенно обширных заливных лугов, необходимых для
выпаса лошадей и заготовки сена. Содействовало быстрому росту селения и близко
проходившая от Острогина оживленная Волоцкая дорога. Близость дороги давала
дополнительный заработок крестьянам, продававшим проезжающим сено для лошадей.
Часть жителей Острогина промышляла извозом. На рубеже XVII-XVIII века село
перешло в собственность родственникам царя Мартемьяна Кирилловича Нарышкина. К
этому времени в Острогине насчитывалось двадцать шесть крестьянских дворов,
людей в них 92 человека , да двор бобыль Ивашко Мелентьев слеп, кормится
христовым подаянием . Теперь уже утратившее в годы Смуты церковь село считается
деревней.
Добирались до Острогино из Москвы по старому
Волоколамскому тракту. Он начинался у Пресненской заставы и затем шел сначала
на северо-запад, а потом строго на запад. Наезженная колея, оставляя позади
речку Ходынку и пересекая обширное Ходынское поле, проходила западнее
Покровского-Стрешнево. Затем, свернув с тракта налево, путники выезжали к
деревне Щукино, а там, спустившись к броду через реку, попадали в Острогино.
Для пешеходов впоследствии стали наводить наплывной мост. Деревня быстро
разрасталась и по численности населения превзошла села Хорошево и
Троицкое-Лыково, уступая только соседней деревне Тушино, расположенной на большой
дороге. В 1760 годах в деревне Острогино числилось 56 дворов, 187 жителей
мужского и 164 женского пола.
В 1812 году многие крестьяне были взяты ратниками в
ополчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. Французские
захватчики разграбили имущество, хлеб, весь крестьянский скот. Было сожжено 6
домов. В XIX веке прежнее название деревни упрощается, во всех документах она
теперь числится как Строгино.
В Указателе селений и жителей уездов Московской
губернии за 1852 год записано: Деревня Строгино третьего стана Всесвятской
волости Московского уезда, в 10 верстах от Пресненской заставы, на проселочной
дороге, в 5-ти верстах от квартиры станового пристава и в 2-х верстах от шоссе
принадлежит генерал-майору Николаю Александровичу Бутурлину . В то время в
75-ти дворах проживало 730 человек.

После отмены крепостного права, в 1887 году в деревне
была построена новая часовня - Александра Невского - в память об освобождении
крестьян при царе Александре II. Многие крестьяне, получив вольную, устремились
на заработки в Москву и другие места, оставили свою деревню. Из мужского
населения деревни 122 человека работали на стороне. Среди поступивших на
предприятия преобладали литоргафщики. В своей деревне работали 145 человек. Из
них самую многочисленную группу составляли 46 человек корзинщиков. Из женщин
203 человека работали в своем селе, занимаясь главным образом вязанием чулок и
перчаток из шерсти. 19 человек уходили на заработки в другие места. Накануне
первой мировой войны в Строгино было несколько лавок, трактир, двухэтажная
чайная, которую держал крестьянин Ширяев и постоялый двор. Имелась даже своя
пожарная дружина, которая получала пособие от земства. Строгино славилось
своими добротными и красиво поставленными домами.
Деревня выглядела нарядной и торжественной. У каждого
дома было что-то свое: точеные балясины у крыльца, ажурные причелины, на
которых можно было разглядеть и цветы невиданной красы, и зверей диковинных.
Своих резчиков в Строгино не было. Их приглашали подчас издалека.
Жители Строгино занимались земледелием и
скотоводством. Сеяли рожь, пшеницу, овес, пшено и гречиху. Сажали картошку.
Много земли отводили под капусту. Держали птицу - гусей, уток, кур. Имели много
скотины - коз, свиней, коров. Молочники продавали молоко, творог, варенец и
жителям села, и наезжавшим летом дачникам. Самым знаменитым промыслом были
ломовые извозчики. Ранней весной, едва лед на реке тронется, ломовые извозчики
начинали возить в московские рестораны и частные дома глыбы льда, которые
спускались в подвалы и использовались для ледников.
После Октябрьской революции жители Строгино продолжали
жить сельским трудом. В 1929 году началась коллективизация. Около 30-ти семей
было раскулачено. Был создан колхоз, получивший имя К.В. Уханова. В колхозе
были открыты ясли и детский сад. К 1934 году в колхозе осталось только 45
лошадей. Занимался колхоз в основном овощеводством, но и молочная ферма давала
доходы.
Весной 1934 года началось строительство канала
Москва-Волга. В Строгино было выстроено у реки множество бараков, огороженных
колючей проволокой. Для земляных работ было пригнано много тысяч заключенных.
После начала Великой Отечественной войны большинство
мужчин ушло в армию или в ополчение. Нелегкий земледельческий труд лег на плечи
женщин. В окрестностях деревни разместились зенитные батареи. С территории
Строгино Москву прикрывал 1744-й зенитный артиллерийский полк, которым
командовал полковник Филимошкин. Самый первый фашистский самолет под Москвой
был сбит воинами 20-той зенитной батареи около деревни Строгино. Его обломки
долгое время демонстрировались на Тушинском аэродроме. Но бомбы сыпались и на
деревню.
Когда фашисты были отброшены от Москвы, в Строгино с
22 по 28 декабря 1941 года формировалась первая автоколонна с продуктами для
блокадного Ленинграда. Отсюда начинались дорога жизни . Колонна насчитывала 40
автомашин, за которыми было закреплено 80 водителей. Начальник автоколонны был
назначен директор 3-го автобусного парка Виктор Гаврилович Иванов. Колонна
состояла из полуторок М-61-651 . С декабря 1941 года по март 1943 годов
осажденный Ленинград было доставлено около 650 тысяч тонн грузов, и этими же
машинами на обратном пути были вывезены на Большую землю свыше 650 тысяч
человек. В память об этих разбит парк у Москва-реки. Автобусная остановка у
этого парка называется теперь Дорога жизни.
После войны в Строгино был создан птичник. В 1950 году
были разбиты большие яблоневые сады. В 1954 году в результате укрупнения земли,
окружающие Строгино вошли в колхоз имени С.М. Кирова, центром которого было
Троице-Лыково.
В соответствии с Генеральным планом строительства
Москвы на территории, прилегающей к Строгино, предполагалось создать обширную
зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами.
Землеройные снаряды стали вгрызаться в берег, и к середине 1960-х годов выросло
огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от
течения Москвы-реки. Немало отличного песка было доставлено отсюда на стройки
большого города, на бетонные заводы и домостроительные комбинаты.
Но столице нужны были земли для нового жилищного
строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского
аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена дополнительная
станция в центре этой территории. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки
этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, защищающей аэродром
от вешних паводков, что связано с очень большими расходами.
Пришлось изменить прежние планы и избрать для
застройки район деревни Строгино. Авторами проекта нового микрорайона столицы
били архитекторы А.М. Половников, Б.В. Боде, Ю.В. Громченко, Г.П. Карибов и
другие. Работы начались в 1977 году. И буквально за год на возвышении позади
деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива.
Первые новоселы приехали сюда осенью 1979 года.

Деревня Строгино с ее добротными домами, садами и
огородами, никому не мешала. Но она была снесена полностью, а на ее месте
проложена эспланада - площадка для обозрения ближайших городских окрестностей и
Тушинского аэродрома.
На древней строгинской земле выросли ряды высотных
домов. С этого момента начинается новая глава истории - уже муниципального
района Москвы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://all-moscow.ru
|