Другое : Стихотворение в прозе в современной французской поэзии: анализ теоретических подходов к определению статусных характеристик
Стихотворение в прозе в современной французской поэзии: анализ теоретических подходов к определению статусных характеристик
Стихотворение в прозе в современной французской
поэзии: анализ теоретических подходов к определению статусных характеристик
И.В. Рогоцкая
Возможно
ли дать однозначное определение и объективную лингвистическую оценку явлению,
которое уже по своему названию - оксюморон? Стихотворение в прозе - жанр,
безусловно, популярный в современном поэтическом творчестве - родился, как и
свободный стих, из протеста против традиционной модели стихосложения, но еще
более отошел от последнего в сторону прозы. В литературной традиции считается,
что стихотворение в прозе было «навязано» поэтами, пытавшимися решительно
разрушить классическую концепцию поэзии: диверсифицировать стих (Рембо,
Малларме, Лотреамоном, Кросом, Кор-бьером, Лафаргом). Хотя если быть более
объективными исторически, то следует признать первенство в этой области не
очень широко цитируемого представителя школы французского романтизма А.
Бертрана. Своим произведением "Gaspard de la nuit”он создал
самостоятельную поэтическую структуру, не похожую на традиционную прозу:
Planons, lui disais-je, sur les bois
que
parfument les roses; jouons-nous
dans la
lumière et l'azur
des cieux, oiseaux de Г air, et
accompagnons leprintemps voyageur.
La mort me la ravit
échevelée et livrée au
sommeil d'un évanouissement,
tandis que,
retombé dans
la vie,je tendais en vain les bras
à l'ange
qui s 'envolait.
Oh! si la mort eût
tenté sur notre couche
les noces du cercueil, cette soeur
des anges
m 'eût fait
monter aux cieux avec elle,
oùje l'eusse
entrainé avec moi aux enfers!
Délirantes joies du
départ pour l'ineffable
bonheur de deux âmes qui,
heureuses et
s 'oubliant
partout où elles ne sontplus
ensemble, ne
songentplus au retour.
Mystérieux voyage de deux
anges qu 'on eût
vus, au point du jour, traverser les
espaces
et recevoir
sur leurs blanches ailes
lafraîche roses du
matin!
Et dans le vallon, triste de notre
absence,
notre couche fut demeurée
vide au mois
desfleurs, nid
abandonné sous lefeuillage.
(Aloysius
Bertrand "Gaspard de la
nuit")
Проза
Бертрана а) значительно более организована по форме (практически равные шесть
частей, они же абзацы, они же строфы), по законам поэтического ритма и
просодики; б) значительно более связана единством образа (nuit
-mystérieux voyage; mort - anges); в) значительно более отклонена от
грамматических норм традиционного прозаического текста (нарушение прямого
порядка слов, ирреальность прошедшего времени, когда действия, считающегося в
тексте прошедшим, еще не было) и т.д.
Каждый
из упомянутых выше поэтов пытался описать свое понимание предложенного жанра.
Так, С. Малларме в «La musique et les lettres» говорит о стихотворении в прозе
как об иной форме стиха: «Le vers est tout dès qu'оn écrit. Style, versification, s'il y a
cadence et c'est pourquoi toute prose d'écrivain fastueux, soustraite
à ce laisser-aller en usage, orne-mentale, vaut en tant que vers rompu,
jouant avec ses timbres et encore les rimes dis-simulées: selon un
thyrse plus complexe. Bien l'épanouissement de ce qui naguères
obtint le titre de poème en prose» [1. C. 644], но в
известном интервью журналисту Ж. Гюре дает ему весьма абстрактное определение:
«Le vеrs est partout dans
la langue où il y a le rythme. Dans le genre appelé prose, il y a
des vers, quelquefois admirables, de tous rythmes… Toutes les fois qu'il y a
effort au style, il y a versification». Тем не менее, вспоминается выступление
поэта в Англии, в котором он торжественно констатировал французский переворот в
традиционной поэзии: «J'apporte en effet des nouvelles. Les plus surprenantes. Même cas ne se vit
encore. On a touché au vers» [1. С 643]
А.
Рембо в «Illuminations» считает, что стихотворение в прозе определяется прежде
всего образностью, большей, чем могла бы дать традиционная проза (la prose
quotidienne).
Однако
в поисках определения жанра цитируют, заметим, более всего Ш. Бодлера: «…une
prose poétique, musicale, sans rythme et sans rime, assez heurtée
pour s'adapter aux mouvement lyriques de l’âme, aux ondulations de la
rêverie, aux soubresauts de la conscience [2. C. 21]. Вероятно,
определение Бодлера действительно удачно, хотя и не окончательно отражает
сущность стихотворения в прозе. Например, оно не проводит четкой границы между
стихотворением в прозе и поэтической прозой. Так, поэтической прозу можно
назвать в некоторых пассажах у Ж.-Ж. Руссо (Les rêveries du promeneur
solitaire) Р. Шатобриана (La chambre double, Mémoires d'outre-tombe),
Стендаля (описание озера de Côme в Chartreuse de Parme), Нерваля,
Барреса, Пруста (впрочем, к прустовской прозе отношение аналитика должно быть,
на наш взгляд, особым. Учитывая герметизм его цикла «A la recherche du temps
perdu», особенности построения текста с точки зрения формы, текстовых связей,
семантики, просодики, существуют все основания отнести данный роман-собор
(roman-cathédrale, согласно терминологии Пруста) к поэме в прозе,
отличающейся от стихотворения в прозе только объемом). Однако такая проза остается
прозой, так как лишь вносит некоторые элементы поэтической просодики в
стабильно линейный нарративный поток, тогда как стихотворение в прозе
отклоняется от линейности прозы, в значительной степени ограничивается,
«сжимается» в пространстве.
Характерно,
что упомянутое «отклонение» стихотворения в прозе от линейности традиционной
прозы также неоднозначно. Современные исследователи поэтического текста
выделяют две основные тенденции, следуя которым стихотворение в прозе
отдаляется от поэтической прозы:
1.
тенденция организующая (текст четко структурирован, замкнут на себе с помощью использования
приемов параллелизма, циклической рекур-ренции и т.д.);
2.
тенденция дезорганизующая (текст освобожден не только от рифмы и других проявлений
версификации, но и от логических связей, что также обособляет его от традиционной
прозы, так как даже если он более «открыт», чем в первом случае, то он больше
не линеен, поскольку линейные и логические связи взаимозависимы [3, 4, 5].
C.
Бернар предлагает на основании указанных тенденций классифицировать
стихотворение в прозе [3]. Представляется, что данная классификация
целесообразна особенно на современном этапе поэтической эволюции, когда жанр
стихотворения в прозе чрезвычайно популярен (см. произведения Ж. Тардье, Ж.
Сюпер-виеля, П.-Ж. Жува, И. Бонфуа, Р. Шара, Ф. Понжа, А. Мишо, М. Деги, М.
Блан-шара, Ж. Норжа, Ж. Масе, Ж.-М. Моль-пуа), тем более, если она помогает
по-новому взглянуть на явление стихотворения в прозе и по-иному подойти к его
определению. Здесь подчеркнем, что из противоречивости определения
стихотворения в прозе проистекает вся сложность его анализа, и приведем
основные моменты, иллюстрирующие современный поиск сущности исследуемой
поэтической структуры.
По
мнению Д. Комб, стихотворение в прозе предполагает сознательный акт организации
в поэму (une volonté consciente d'organisation en poème): оно
должно являться органичным и самостоятельным целым, что и позволяло бы ему
отличаться от поэтической прозы (последняя есть лишь некая матрица, форма
первого уровня, используя которую можно одинаково успешно создавать очерки,
романы, поэмы). На данном основании предлагается определять исследуемую
единицу, исходя из наличия четырех составляющих: единства (unité),
немотивированности (gratuité), краткости (brièveté) и
отсутствия временной зависимости (intemporalité) [6]. Данное понимание
стихотворения в прозе было одобрено Цв. Тодоровым кроме, впрочем, принципа
единства (unité), который он нашел слишком абстрактным («final-ement, le
roman est aussi un univers fortement organisé») [7]. Анализируя природу
поэтического и развивая концепцию Этьена Сурио о презентативных и
непре-зентативных видах искусства, Тодоров помещает поэтическое произведение
вообще в группу презентативных, где означающее и особенно означаемое более не
прозрачны и не переходны («cessent d'être transparents et transitifs»).
Однако имеются некоторые допущения: с одной стороны, репрезентативность может
быть свойственна поэзии (иначе бы Бодлер, например, мог бы быть исключен из
поэтического процесса), с другой стороны, в прозаических обобщающих текстах
репрезентативного компонента нет. Таким образом, учитывая традиционную
дихотомию поэзии и прозы, можно было бы отразить вышесказанное в следующей
таблице:
Информационная Библиотека
для Вас!
|