рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Другое > Способы указания на предмет сообщения во французской разговорной речи

Другое : Способы указания на предмет сообщения во французской разговорной речи

Способы указания на предмет сообщения во французской разговорной речи

Способы указания на предмет сообщения во французской разговорной речи

И. В. Микута

Одной из существенных характеристик речи является обращенность высказывания, то есть его целевая, содержательная и формальная ориентированность на адресата. Все стороны высказывания так или иначе обусловлены обращенностью и выражают ее. "Двухсторонность эффективного общения предполагает не главенство автора речи и даже не равенство позиций собеседников, а выдвижение интересов реципиента в центр общения" [1, с. 19-20].

Для обеспечения успешности коммуникации (понимаемой в данной статье как процесс передачи информации от говорящего к слушающему) говорящий должен прежде всего предпринять следующие действия:

1. Привлечь внимание адресата и сигнализировать ему о своем намерении вступить в контакт. Для этого используются различного рода контактоустанавливающие средства, как то: обращения, формулы приветствия, слова типа "послушайте", "эй" и т.п.

2. Проинформировать адресата о предмете своего сообщения, с тем чтобы возбудить в его сознании необходимые для понимания сообщения знания, то есть ориентировать соответственным образом восприятие адресата.

3. Убедиться, что слушатель идентифицировал предмет, о котором пойдет речь, то есть получить от него сигнал подтверждения (acknowledgment signal) - словесный или в виде жеста.

Рассмотрим подробнее второй шаг говорящего, а именно указание на предмет, тему его сообщения. Введение говорящим темы своего сообщения мы будем называть тематизацией.

Понятие темы в лингвистике довольно расплывчато. Ряд лингвистов понимает под темой пропозицию, о которой говорящий сообщает или запрашивает информацию, базисное предложение, отражающее в сжатом виде содержание отрезка текста (J. Lyons, T.A. van Dijk). Большинство же называют темой предмет высказывания, то, о чем говорится в сообщении.

В речевом поведении существует иерархия тем, начиная с темы отдельного предложения, темы "смыслового куска" до темы целого текста. Тема - важнейшее средство связности текста. Нас в первую очередь будет интересовать среднее звено в иерархии тем - а именно, тема "смыслового куска" (А.М. Анощенкова), тематического блока (Н.И. Теплицкая), диалогического блока (Г.И. Бубнова), то есть единиц больших чем предложение и тесно связанных в смысловом отношении.

Поскольку тема есть предмет сообщения, то те языковые средства, которые её выражают, должны обладать свойством субстанциональности. Обычно это имена существительные. "В принципе темой может служить не только предмет в собственном смысле, но и признак предмета, его качество, свойства и отношение, а также целостное событие. Но, становясь темой ..., призначные и событийные слова получают субстанциональное значение" [2, с. 115]. Таким образом, тема это своего рода ключевое слово, задающее семантическое поле последующего сообщения.

Тема сообщения вводится в инициальных предложениях "смыслового куска". Говорящий может ввести её при помощи специальных маркеров ввода темы: "Я расскажу вам о ...", "темой моего выступления будет ..." и т.п.

- Attends! Je vais vous raconter ce qui se passait dans les veillées autrefois, les veillées à la campagne. Eh bien, nous ... [EFE. P. 216].

- Alors je vais euh / je vais commencer par te rappeler le / disons le thème hein autour duquel ça / l`entretien va tourner // euh / on abordera principalement deux / deux points principaux ... [L. P.86].

Наиболее распространенным как в письменной , так и в устной речи является ввод темы рематическим путем: то, что будет составлять тему сообщения, вводится в инициальном предложении как рема. Последующее сообщение обычно строится по типу тематической прогрессии со сквозной темой: Т1 + Р1 + Р2 + Р3 + ... или Т1 - Р1, Т1 - Р2, Т3 - Р3 ...

В подобных высказываниях говорящий совершает акт референции по отношению к объектам неизвестным слушателю. При этом говорящий старается не только указать на объект, о котором пойдет речь, но и дать ему исчерпывающую характеристику, с тем чтобы в последующих высказываниях прибегнуть к анафорическим заменам.Чаще всего в этом случае используются экзистенциальные предложения с оборотом y a (il y a) или же с глаголом avoir (y a un type sur la plage qui a perdu sa chevalière; j'ai un collègue qui a perdu sa chevalière).

Рассмотрим следующий пример. Две женщины беседуют о желании дочери одной из них стать врачом. Речь заходит о том, что открыть свой кабинет и практиковать на дому очень дорого и трудно.

B. - Un cabinet d'abord, ça coute terriblement cher.

Mme A - Qui est-ce qui m'a parlé hier d'une doctoresse qui peut pas s'installer?.. J'ai une de mes amies qui a une cousine germaine qui a epousé un dentiste... Ce dentiste est ... Elle est très jeune. Et ce dentiste fait son service militaire en ce moment. Et elle vient seulement de finir ses années d'études ... [EFE. P. 242].

Тема реплики, представляющей один "смысловой кусок", вводится в первом предложении рематически une doctoresse qui peut pas s`installer. Следует отметить, что в данном случае конструкция Qui est-ce qui m'a parlé de ... не является собственно вопросительной, а равнозначна указанию на источник сведений: quelqu'un m'a parlé de ... Второе предложение служит своего рода синонимом первого: более определенно указывается источник сведений une de mes amies и дается дополнительная характеристика лица, о котором пойдет речь la doctoresse qui a epousé un dentiste. В дальнейшем тема обозначается местоимением. Раз введенная тема не меняется на протяжении всего "смыслового куска". Говорящий добавляет всё новую и новую информацию о предмете своего сообщения.

В устной речи существуют и другие, специфические способы введения темы, вытекающие из её спонтанного характера, нехватки времени на планирование высказывания. Устная спонтанная речь отличается сегментным характером, "в момент речи именно сегмент является фокусом внимания и говорящего и слушающего" [3, C. 203]. Сегмент передает как бы минимальную порцию информации. Вследствие парцелляции высказывания оказывается, что тема как бы отделяется от всего высказывания. Выделив тему со всевозможными уточнениями, расширениями в отдельный сегмент, говорящий в последующих сегментах может прибегнуть к местоименной замене, либо включать в них только рему. Тематизация сообщения осуществляется сегментным способом в том случае, когда референт темы говорящего легко выводим адресатом из контекста или ситуации общения.

Тема сообщения, оформленная как отдельный сегмент, обычно бывает выражена именем существительным с определенным артиклем или же именной группой Det + Nom + Adj. Подобный способ сегментного оформления темы особенно характерен для случаев, когда тематическая прогрессия "смыслового куска" имеет следующий вид:  





Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.