Другое : Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля
Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля
Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля
1491.
Москва, Россия
Спасская
(Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Парадная проездная
башня, она выходит на Красную площадь, воплощая на протяжении многих веков силу
и торжество Российского государства.

"Башня
построена в 1491году в великое княжение Ивана III итальянским архитектором
Пьетро Антонио Солари. Об этом свидетельствуют белокаменные плиты с памятными
надписями установленные на самой башне – это первые мемориальные доски в
первопрестольной столице. Одна надпись по-латыни, помещена над проездными
воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая - над воротами
самой башни со стороны Кремля. На второй доске славянской вязью вырезано: «В
лето 6999 (1491) июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением
Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя
Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и
Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства
его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».
Первоначально
башня называлась Фроловской по церкви во имя Святых Фрола и Лавра на Мясницкой
улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота; церковь не сохранилась. В
апреле 1658 года вышел царский указ Алексея Михайловича о переименовании всех
кремлевских башен. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы
Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной
площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со
стороны Кремля.
Отсюда
выходили полки, выступавшие в военный поход. И здесь же встречали царей и
послов. Через эти ворота совершались все большие крестные ходы, через них в
старину происходило общемосковское церковное шествие в Вербное воскресенье,
когда патриарх, уподобляясь Христу, ехал на осляти, которого под уздцы вел сам
государь. Этими вратами въезжал в Кремль по избрании на царствие Михаил
Федорович Романов, как позже через них проходил торжественный въезд всех
государей во время венчания на царство. Однако помещения башни использовалось и
под тюрьму, особенно во время городских восстаний середины ХVII века.
В
народе Спасские ворота почитались святыми. Проезжая через них на лошадях,
спешивались и все снимали шапки. Этот обычай установился не в силу царского
указа, а сам собой. Мемориальную доску со стороны Красной площади с латинской
надписью о миланском мастере народное предание толковало как проклятие всякому,
кто пройдет через ворота с покрытой головой" (По Москве. Прогулки по
Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А. Геника
и др. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 189.).
Спасская
башня насчитывала пять боевых ярусов. У нее имелась отводная стрельница и два
каменных бастиона, разобранные в начале XIX столетия. Верхние площадки Спасской
башни и стрельницы были оборудованы бойницами навесного боя (машикули). Башня
выложена с двойными стенами в технике забутовки из большемерного кирпича (31 x
14 x 18 см.); между стенами находилась лестница, соединяющая все пять ярусов
строения.
Спасская
башня первой из боевых сооружений Кремля была надстроена в 1624-1625 гг.
шатром. Письменные источники сохранили имена зодчих, реконструировавших башню,–
это Бажен Огурцов и Христофор Головей. Правда, уже в конце ХVI века над башней
существовал шатровый верх с двуглавым орлом. В 1650-х годах на шатре главной
башни Кремля поновили герб Российской империи - двуглавого орла. Позже подобные
гербы установили на других самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и
Боровицкой.
Башню,
как особый изыск, украшали часы. Впервые они здесь появились, по некоторым
данным, при Иване Грозном в 1585 году. В 1620-х годах по проекту Христофора
Голловея, «аглицой земли часового мастера», устанавливают новые часы с боем,
вызывавшие великое удивление москвичей. «Спасские куранты» неоднократно
поновлялись и реставрировались. До октябрьского переворота они каждый полдень
исполняли колокольным звоном гимн «Коль славен». Во время революции башня и
часы были серьезно повреждены. При ремонте Спасской башни в 1920 году слесарь
Н. В. Беренс и художник М. М. Черемных, починив часы, подобрали на курантах
мелодию Интернационала.
"В
1516 году от башни через искусственный ров был перекинут деревянный мост. В
XVII столетии построен каменный мост. Этот Спасский, или по-другому Поповский
крестец, был своеобразной биржей попов без приходов. На таких священников быль
большой спрос по Москве из-за множества личных домовых церквей. Рано утром
здесь собирались «попы без мест», а бояре и богатые торговые люди, имевшие свои
церкви, приходили их нанимать отслужить обедню. «Долго и энергично торговались,
и поп, назначив крайнюю цену, подносил ко рту имевшийся на этот случай у него
калач, т.-е. пшеничный хлеб, и говорил нанимателю: «сейчас закушу». Под этим
давлением нанимающий спешил согласиться, ибо священник лишается права совершать
обедню, раз он что-нибудь поел. Попы собирались именно здесь потому, что
поблизости, у храма Василия Блаженного, находилась поповская Тиунская изба, где
сидел митрополичий, позднее патриарший тиун, заведовавший порядками поповского
управления и собиравший пошлины с церковников в доход патриаршего дома.
Безместные попы своим поведением доставляли много заботы патриарху. На них
жаловались, что они «садятся у Фроловского моста и бесчинства чинят великие,
меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные меж себя
играют и борются и в кулачки бьются»... В ответ на эти жалобы патриарх повелел
«учинить восемь старост поповских, а у них быть по сороку поповъ», назначил
определенную плату за службу, «а больше того попам от службы найму не имати и
божественною б литургией не торговали»… Долго еще боролись духовные власти с
поповским бесчинством на Спасском крестце, и лишь в конце ХVIII в. прекратились
здесь поповские сборища.
Спасский
мост сыграл значительную роль и в истории русского просвещения. По обе его
стороны исстари были расположены торговые лавки, где главным товаром была
грамотность, т.-е. рукописные, позднее печатные книги, а также лубочные картины
и фряжские листы (иноземные эстампы). Этот книжный торг, по-видимому, развился
в связи с потребностями толпившихся здесь попов в церковно-богослужебных
книгах. Сюда и направились писцы со своим товаром. Постепенно здесь
выработалась своя особая литература из книжек и листов с текстами божественных
писаний, сказаний о чудесах и т. д. Эта литература, далеко не всегда вполне
каноническая, потребовала даже особой цензуры, которую и осуществляли два
пристава царский и патриарший, забиравшие лживые писания. С конца ХVII в.
русские люди догадались печатать цветные рисунки деревянными досками. Это
начало русского лубка, отвечавшего вкусам простонародья. В ХVIII в. появляется
на Спасском мосту особое здание, Библиотека. По-видимому, это была книжная
торговля, которая обслуживала уже не одно простонародье, а конкурировала с
двумя тогдашними книжными лавками, университетской (где ныне Исторический
музей) и лавкой Академии Наук (около Синодальной типографии). Особенно бойко
торговали здесь сатирическими журналами, и книжная торговля не прекращалась до
самого нашествия французов. После 1812 года Спасский мост был разобран, и
местные книгопродавцы окончательно переселились на Никольскую улицу» (По
Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным
учреждениям" / Под ред. Н.А. Геника и др. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых,
1917. С. 190-191.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/
|