Другое : Социально-экономические предпосылки градостроительного развития
Социально-экономические предпосылки градостроительного развития
Социально-экономические предпосылки градостроительного
развития
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед,
Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов
Темпы
роста социально-экономического развития города позволяют в наращиваемых объемах
вести жилищное и культурно-бытовое строительство. Правительством Москвы
разработаны и утверждены крупномасштабные программы во всех отраслях экономики:
Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма,
Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения. В
соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства
бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра,
строительство Третьего транспортного кольца, реконструкции пятиэтажной
застройки первого периода индустриального домостроения и другие.
Для
определения основных макроэкономических показателей разработаны Предпосылки
социально-экономического развития столицы. Они включают в себя индекс развития
человеческого потенциала (ИРЧП) — среднюю арифметическую индексов (индекаторов)
условий образования, доходов (валовой региональный продукт) и продолжительности
жизни. Этот показатель, повысившийся в результате роста валового регионального
продукта, соответствует ИРЧП в зарубежных государствах со средним уровнем
экономического развития. Генпланом на перспективу намечено довести его до
уровня стран с высокими показателями.
В
2020 году предполагается: достижение валового регионального продукта на душу
населения, сложившегося в развитых странах (25 тыс. долл./чел.); стабилизация
численности постоянного населения Москвы на уровне 8,6 — 9,0 млн.чел. (сейчас —
8,5 млн. чел.); увеличение средней продолжительности жизни населения с 68 до
70—78 лет; снижение уровня смертности (в том числе младенческой) с 14,7% (13 —
на 1000 родившихся) до западноевропейских стандартов — 8—11% (младенческой до
6—7%); повышение рождаемости с 7,8 до 9,0%, регулирование миграционного прироста
населения (50—60 тыс. чел. в год) и временного населения (2,6 —3,2 млн. чел.).
Результаты
социально-экономического развития Москвы с момента разработки Генплана
подтвердили точность расчета основных макроэкономических показателей, дающих
возможность ожидать рост годового значения ВРП за 2000—2020 годы почти в 4
раза. Однако последствия финансового кризиса сильно скорректировали прогнозные
оценки в сторону уменьшения душевого ВРП (реально эта цифра к 2020 году при
численности 8,2 млн. чел. составит всего 7,0 тыс.долл. на человека в год, что в
3,5 раза ниже душевого потребления в США в настоящее время).
Чем
большая доля ВРП в виде капитальных вложений будет направлена на выполнение
Городского заказа по поддержанию и развитию инфраструктуры Москвы (социальной,
инженерной, транспортной, инвестиционно-строительной и институциональной), тем
выше эффективность экономики города. Общие годовые объемы капитальных вложений
к 2020 году возрастут более чем в 3 раза и достигнут 430 млрд.руб. (в ценах
2000 года).Еще одна составляющая ИРЧП — индекс образования в настоящее время в
Москве значительно выше, чем в среднем по стране, и на уровне большинства
столиц экономически развитых государств. Это не снимает задачи повышения
качества образования в городе, но в большей степени рост ИРЧП в перспективе
находится в зависимости от роста ВРП (повышение доходов населения, развитие
социальной инфраструктуры, в конечном счете — увеличение продолжительности
жизни).
Максимально
возможное раскрытие совокупного потенциала (человеческого, научно-технического,
экономического, финансового, инвестиционного) в производстве ВРП определено как
важнейшая задача реализации Генплана Москвы. ВРП является результатом
функционирования трех взаимосвязанных сфер экономики (социальной,
производственной, коммерческо-деловой). Раскрытие совокупного потенциала
зависит не только от величины капиталовложений, но и от многих мер, принимаемых
в области управления, законотворчества, хозяйственной инициативы и дисциплины.
Необходимо определять «узкие места», проводить целенаправленное, адресное и
первоочередное инвестирование отраслей и сегментов хозяйственной деятельности,
стимулирующих увеличение совокупного спроса.
Факторами
роста ВРП являются важнейшие макроэкономические показатели: формирование и
использование трудовых ресурсов, денежных доходов населения; развитие реального
сектора экономики, социальной сферы; необходимые объемы и структура финансовых
средств и инвестиций. В процессе реализации социально-экономических предпосылок
они детализируются и конкретизируются по отраслям и сферам городского
хозяйства. Причем важны не столько количественные параметры роста, сколько
качественные структурные преобразования. Так, на первый план в инвестиционной
сфере вместо традиционного наращивания централизованных капиталовложений
выдвигаются поддержание жизнеобеспеченности города на уровне гарантированной
безопасности, ликвидация отставания в развитии сфер жизнедеятельности и
приоритетное развитие коммерчески выгодных отраслей и сфер экономики. В
социальной сфере — существенное увеличение в структуре ВРП потребления
отечественных товаров и услуг, значительный рост доходов и заработной платы.
В
Генеральном плане были разработаны предложения по развитию социальной и
коммерческо-деловой сферы. К 2020 году намечено увеличить объем социальной
сферы в 1,6 раза и коммерческо-деловой в 7 раз; обосновано достижение
нормативного местного уровня обслуживания населения по районам города при
увеличении его объема в 1,4 раза. Анализ реализации предложений Генплана за
прошедший период показывает, что социально-экономическое развитие столицы не
всегда совпадает с намеченным градостроительным сценарием.
Несмотря
на ввод детских дошкольных учреждений в новых районах города, в целом по городу
происходит сокращение их количества и численности детей в них (2001 г. — 2241
детских дошкольных учреждений на 300,8 тыс. мест, детей в них — 228,8 тыс, в
1997 г. — 350 тыс.мест с учетом ведомственной сети). Эта тенденция идет вразрез
с намеченным по Генплану ростом числа детских дошкольных учреждений и их общей
площади на 30—40%. За 1990-е годы обеспеченность детей дошкольными учреждениями
увеличилась более чем на треть, особенно с 1998 года (на 1000 детей в возрасте
1 — 6 лет мест в детских дошкольных учреждениях в начале 1993 г. — 596, в 1998
г. — 628, 2000 г. — 791), охват детей этого возраста постоянными дошкольными
учреждениями составил 60% от общей численности.
Количество
государственных общеобразовательных школ — 1547 (в 1997 г. — 1505),
негосударственных — 119. Наблюдается тенденция сокращения общего числа учащихся
(в 1997 г. — 1058 тыс., 2001 г. — 997,5 тыс.), особенно в государственных
школах. В негосударственных гимназиях, лицеях, колледжах число учащихся растет.
Для обеспечения качественного уровня образования к расчетному сроку требуется
до нормативной потребности довести строительство школ как в новых, так и в
реконструируемых районах города, а также увеличить общую площадь зданий,
разуплотнить классы.
Амбулаторно-поликлинических
учреждений в 1997 году было 728, в 2001-м — 739 (мощность сети — 308,7 тыс.
посещений в смену), но остается проблема модернизации этого фонда, его
разуплотнения для снижения мощности сети на 10—20%. Обеспеченность москвичей
амбулаторно-клиническими учреждениями за 1990-е годы увеличилась почти на 10%.
Что и намечается в Генплане за счет нового строительства и реконструкции
амбулаторно-поликлинических, компенсационного строительства и модернизации
больничных учреждений. Генплан предполагает увеличение сети объектов
здравоохранения на 20%.Нужно ликвидировать и значительное отставание в развитии
объектов культуры и спорта, в формировании местной сети обслуживания в жилых
районах. Намечено увеличение капвложений в городские программы строительства
аквапарков, горнолыжных склонов, спортзалов, крупных плавательных бассейнов, спортивно-физкультурных
оздоровительных центров.
В
отличие от комплекса объектов социальной сферы строительство объектов
коммерческо-деловой сферы проводится интенсивно и высокими темпами.
Увеличивается обеспеченность населения магазинами и предприятиями общественного
питания, торговая площадь возросла с 2,3 млн.м2 (1997 г.) до 3,06 млн.м2 (2001
г.). Свыше 17% розничного товарооборота торгующих организаций приходится на
предприятия частной и других негосударственных форм собственности. За 1990-е
годы в Москве увеличились почти на четверть число предприятий гостиничного
типа, на 50% — их общая (полезная) площадь и почти на пятую часть — их
единовременная вместимость. Проведение модернизации и реконструкции сети
гостиниц определяет небольшое увеличение их общей площади при некотором
сокращении вместимости (за счет улучшения комфорта). Однако достижение
планируемых к 2020 году показателей требует привлечения значительных инвестиций
в эту сферу.
В
соответствии с отраслевыми схемами и градостроительными планами развития
территориальных округов разработаны планы строительства крупных торговых
объектов, стационаров здравоохранения, общеобразовательных школ, объектов
физкультуры и спорта, развивается гостинично-туристский комплекс, формируются
туристско-рекреационные зоны (к примеру, зона «Золотое кольцо Москвы»,
включающая Кремль, Китай-город и созвездие центральных исторических ансамблей
вокруг них).
Качественно
новые задачи теперь стоят и перед производственной сферой. Основное направление
— создание наукоемких экологически чистых производств. Уже начата
реструктуризация производства, выпуск конкурентоспособной продукции,
формирование системы рабочих мест, ориентированных на эффективное использование
квалифицированных кадров, обеспечивающих реальную занятость населения с высоким
уровнем оплаты труда. После относительно длительного периода падения объемов
промышленного производства наметилось оживление промышленной продукции (в % к
предыдущему году: 1992 г. — 77, 1997 г. — 99, 1998 г. — 102, 1999 г. — 114).
Год от года растет коэффициент обновления основных фондов (ввод в действие за
1992 г. — 3,2, 1997 г. — 2,8, 1999 г. — 6,0), так как велик их моральный и
физический износ (47,4% к 2000 г.). За 1990-е годы резко сократилась занятость
в промышленности (в % от общей численности занятых в экономике в каждом
конкретном году: 1992 г. — 22, 1997 г. — 15, 1999 г. — 14), а также в науке и
научном обслуживании (1992 г. — 17, 1997 г. — 11, 1999 г. — 8), в образовании,
культуре, искусстве. Во всех других отраслях занятость увеличилась, особенно
сильно — в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и
сбыте, заготовках (1992 г. — 10, 1997 г. — 15, 1999 г. — 19) и общей
коммерческой деятельности по обеспечению рынка (1992 г. — 1, 1999 г. — 5).
Численность
трудовых ресурсов Москвы по наиболее вероятным вариантам прогноза составит к
2020 году 5,8—6,2 млн. человек, основные источники их формирования — население
в трудоспособном возрасте и трудовые маятниковые мигранты из Московской области
(роль последней составляющей будет постепенно, по мере развития
социально-экономического потенциала региона, снижаться). Продолжится
перестройка отраслевой структуры занятости (в сфере материального производства
сократится на 7—10%, в непроизводственных отраслях увеличится на 28—30%). Общее
количество рабочих мест к 2020 году вырастет до 4,9—5,4 млн., в основном в
социальной и коммерческо-деловой сфере и науке, а сократится — в промышленности
и строительстве.
Основные
направления развития науки — активизация ее роли в решении важнейших социальных
и экономических задач, сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала. В
государственном заказе необходимо предусматривать целевые бюджетные
ассигнования на реструктуризацию научных организаций, развитие рыночной
инфраструктуры науки, сохранение уникальных научных установок. Непременным
условием возрождения научной сферы должна стать ее тесная связь с промышленным
комплексом.
Основными
критериями развития высшей школы является сохранение и упрочение ее приоритета,
создание материально-технической базы, соответствующей мировым стандартам
(обеспеченность учебными площадями, общежитиями, спортивными сооружениями,
объектами соцкультбыта). Намечается увеличение численности студентов дневного
отделения вузов и аспирантов на 2—3%.
В
основе предложений по взаимосвязанному градостроительному развитию города
Москвы и Московской области лежат положения, зафиксированные в федеральном
законе «О статусе столицы Российской Федерации» (15.04.1993 г.), Уставе города
Москвы и Уставе Московской области. Устав города Москвы в статье 90 закрепляет
отношения органов власти города с органами власти области, которые строятся «с
учетом общности интересов жителей Москвы и Московской области, осуществляющих
свою жизнедеятельность в едином регионе». Устав дополняет совместно
осуществляемые функции определением порядка использования лесопаркового
защитного пояса города Москвы и водоохранных зон и обеспечением жителей Москвы
садовыми участками и дачами, развитием коллективного садоводства и
огородничества.
Реализация
совместных интересов развития Москвы и Московской области обеспечивается путем
договоров и соглашений между Правительством города и администрацией области по
следующим направлениям: социальная политика, экономическая сфера, охрана
окружающей среды и землепользование, сохранение историко-культурного наследия,
вопросы связи и информационного обмена, вопросы общественной безопасности,
управления. Она направлена на достижение благоприятных условий для населения
всего региона.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/
|