Другое : Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова
Литневская Е. И.
Словообразовательный
разбор производится по следующей схеме:
1.
Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия -
инфинитив).
2.
К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и
связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова
через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую
(производящие) основы.
3.
В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано
приставкой и/или суффиксом.
4.
Указать способ словообразования.
5.
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
-
чередование гласных и согласных,
-усечение
производящей основы,
-
интерфиксация.
При
словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых,
не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать
прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от
инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы
имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом.
Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят
в начальную форму.
Производящая
основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ( окно, а не
*под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ( с ума
сшедший) и субстантивации (учащийся сущ. > учащийся прич.).
Во-вторых,
при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую
основу - ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в
котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное
слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее
исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей
основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования
слова пароходный - суффикс -н-, способ - суффиксация.
В-третьих,
не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором
исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи
словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом
слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые
непосредственно участвует в словообразовании.
В
редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени
производности от двух разных основ, например: невесело (весело / невеселый). В
этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно
описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное
производное от слова невеселый.
Приведем
два примера словообразовательного разбора:
1.
Паровозного
паровозного
- форма прилагательного паровозный
паровоз-н-ый
> паровоз;
паровозный
- 'имеющий отношение к паровозу',
способ
словообразования - суффиксация.
2.
Паровозы:
паровозы
- форма существительного паровоз;
пар(о)воз-
# (пар + возить; паровоз - 'машина, которая возит с помощью пара';
способ
словообразования - сложение с суффиксацией.
Процессы,
сопровождающие словообразование:
-
усечение ПЩ глагольной основы,
-
чередование з'/з,
интерфиксация.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|