Другое : Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
Самодеятельные
хоровые коллективы как вид музыкального искусства и часть духовной культуры
общества
1. Хоровые
самодеятельные коллективы: задачи, функции, специфические черты
Самодеятельные хоровые
коллективы – это специфическая форма деятельности людей, которая сочетает в
себе массовое культурное движение и обязательно искусство. Эти две стороны
художественной самодеятельности – общественная и эстетическая составляют ее
сущность и находятся в тесной взаимосвязи. Если рассматривать художественную
самодеятельность лишь как массовое движение, отдавая предпочтение
количественным показателям в ущерб качественной стороне, будет утрачена
эстетическая сущность этого культурного движения. И наоборот, увлечение только
художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера
стирают саму идею массовости художественной самодеятельности, ее
демократический и социальный смысл.
Основная задача хоровой
самодеятельности заключается в идейно-эстетическом воспитании людей,
удовлетворении их духовных потребностей. Благодаря хоровой самодеятельности
певцы-любители знакомятся с сокровищами фольклора, наследием национальной и
мировой музыкальной классики. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных
слушателей музыки, воспитывает художественную требовательность, вкус, и таким
образом играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль
хоровая самодеятельность играет там, где отсутствуют профессиональные
коллективы, самодеятельные хоры в этом случае являются единственными
источниками музыкально-песенной культуры и реализуют важные культурно-просветительские
задачи.
Художественная
самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную,
познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, функцию отдыха и
развлечения и т.д. Многообразие функций свидетельствует о разностороннем
характере хоровой самодеятельности и большом диапазоне воспитательных средств,
которыми она располагает. В этой связи необходимо отметить активный характер
деятельности участников хоровых самодеятельных коллективов, непосредственно
участвующих в творческом процессе создания художественного образа.
Специфические черты
самодеятельного хора. Наиболее характерной специфической чертой самодеятельного
хорового искусства является его демократичность и доступность. Эти особенности,
вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают
широкую возможность участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Для
этого человеку необходимо обладать музыкальным слухом и голосом. А поскольку
абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко, то участие любителя в
хоре зависит практически от его собственного желания.
Другая важная особенность
хоровой самодеятельности - добровольность, которая выражается в особых
взаимоотношениях участников любительского хора, где ведущими являются
нравственно-этические проблемы, принцип моральной ответственности. Поэтому
объединение любителей пения в коллектив на добровольных началах требует особых
ценностных ориентаций певцов.
Существенной
специфической чертой организационной структуры хорового коллектива выступает
временной фактор (2 – 3 раза в неделю); занятия хоровым искусством проходят в
часы досуга. Значимой специфической чертой хорового любительства выступает
также учебно-воспитательный процесс, который строится с учетом интересов и
потребностей участников.
Отличительной
особенностью современной хоровой самодеятельности является сочетание массовости
вовлечённости людей в это движение с высоким уровнем исполнительского
мастерства многих ее участников. Некоторые отечественные коллективы показывают
высокий, почти профессиональный уровень, ведут интенсивную концертную
деятельность. В их числе: хоровая капелла БГУ, Лингвистического университета,
БНТУ, хор «Ранiца», хоровая капелла Белсовпрофа и
другие коллективы. Вместе с тем основную массу хоровой самодеятельности
составляют небольшие коллективы и кружки, деятельность которых направлена,
прежде всего, на эстетическое воспитание самих участников. Такие хоры обладают
невысоким исполнительским уровнем, небольшие по составу и своей концертной
деятельностью обслуживают эстетические потребности небольшого круга слушателей
(хоры заводов, Дворцов и Домов культуры).
2. Виды хоровой художественной
самодеятельности
Художественно-исполнительский
уровень любительских коллективов зависит от ряда причин: качественного состава
хора, стажа его работы, квалификации руководителя, материально-технической базы
и других. Условно выделяется три уровня исполнительского мастерства: высокий,
средний и начальный. В зависимости от уровня исполнительского мастерства
определяют следующие виды хоровой самодеятельности: хор первичных форм работы,
хор повышенного типа и приближенный к профессиональному. К ним примыкают также
массовое пение и хоровой массив.
Массовое пение – характеризуется
отсутствием квалифицированного руководителя (а иногда и вовсе произведение
исполняется без него), отсутствием постоянного состава исполнителей, не всегда
точным исполнением мелодической, ритмической и литературной основы
произведения. Встречается массовое пение на мероприятиях отдыха, в парках и
т.д.
Репертуар таких
коллективов составляют преимущественно советские массовые песни, народные,
военные песни, а также произведения современных композиторов-песенников.
Хор первичных форм работы
- это недавно организованный коллектив, работающий довольно систематично, но с
перерывами. Перед таким хором стоит задача культурного обслуживания небольшого
круга слушателей путём концертных выступлений. Хоры первичных форм работы
создаются, чаще всего при таких культурно-просветительских учреждениях, где
трудно сделать качественный отбор певцов. Данному коллективу характерно:
массовая вовлечённость; отсутствие у певцов знаний в области музыкальной
грамоты и вокально-хоровых навыков; большая текучесть состава участников;
отсутствие баланса между женской и мужской группой голосов; нередко отсутствие
квалифицированного руководителя.
Репертуар чаще всего
включает в себя двух-трёхголосные произведения с сопровождением, редко а cappella. В основном это народные и советские
песни. При долгой и кропотливой работе данный коллектив имеет возможность
перейти в хор повышенного типа.
Хор повышенного типа чаще
всего представляет собой коллектив, созданный при таких
культурно-просветительских учреждениях, которые своей деятельностью обслуживают
достаточно широкий круг слушателей. Существует такой коллектив на протяжении
нескольких лет в благоприятных условиях. Хор повышенного типа характеризуется
уже качественным индивидуальным отбором певцов, наличием
высококвалифицированного сложной системой и объемной программой проведения
учебных занятий.
Репертуар такого
коллектива состоит преимущественно из произведений трёх-четырёхголосных, часто
а cappella, сложных по техническому,
художественному и вокальному диапазону. При длительной кропотливой работе такой
коллектив по уровню исполнительского мастерства, интенсивности и масштабу
концертной деятельности может приблизиться к профессиональному.
Хор приближенный к
профессиональному представляет собой коллектив, практически ничем не
отличающийся от профессионального. Такой хор характеризуется систематичностью
репетиционной и концертно-исполнительской деятельности и способен исполнять
произведения любой степени сложности как в жанре хоровой музыки а cappellа, так и произведения
вокально-симфонической музыки, оперные хоровые сцены и т.д.
Хоровой массив. В
музыкальную культурную жизнь прочно вошла традиция открывать торжественные
мероприятия выступлениями хорового массива, который объединяет в себе 10 и
более отдельных коллективов. Численность участников хорового массива может быть
от нескольких сотен до 20 – 25 тысяч (праздники песни в Прибалтике). Хоровой
массив представляет собой эпизодическое явление в музыкальной практике, которое
создаётся для одного раза. Его характеризует отсутствие гармоничного баланса между
мужскими и женскими группами голосов, мощность звучания, выступление чаще всего
с сопровождением (редко a cappella).
Хоровые самодеятельные коллективы
отличаются по самым различным признакам: социально-демографическим,
половозрастным, национальным, жанровым, количественному составу и другим. Такое
разнообразие хоровых самодеятельных коллективов отражается в их названиях,
например:
- хоры учителей,
текстильщиков, врачей (указывается какая-либо конкретная профессия большинства
участников);
- хор села, города
(указывается конкретная местность);
- хор завода, колхоза
(СПК), учебного заведения (указывается конкретное предприятие, учреждение);
- хор Дворца или Дома
культуры, при котором работает коллектив;
- Русский народный хор,
карельский, башкирский, еврейский и т.п. (название указывает на национальную
принадлежность большинства участников);
- детский хор, хор
ветеранов, молодежная капелла (по возрастному составу участников);
- казачий хор (по
этнографическому признаку коллектива);
- народный хор,
академический (указывается исполнительская манера коллектива);
- камерный хор, большой
хор (подчеркивается количественный состав).
Как правило, участники и
руководитель стремятся отразить в названии своего коллектива наиболее
характерные моменты его структуры и творческого направления.
Однако свободное
обращение с названиями коллективов иногда приводит к терминологической
путанице. Так, например, в названии «народный хор» понятие
жанрово-исполнительской специфики коллектива нередко смешивают с его званием
(Государственный академический народный хор РБ).
3.
Художественно-исполнительские направления
Выбор направления работы
хора – исключительно ответственный момент. От того, насколько точно оно будет
определено руководителем, зависит перспектива всей последующей работы. Выбор
направления художественно-исполнительского направления обусловлен рядом
объективных причин, среди которых главными являются местные условия, реальные
возможности для организации коллектива. Приступая к созданию хора, руководитель
должен соотнести свои творческие планы и расчеты с этими местными условиями и
возможностями. Можно заранее планировать конкретный состав хора. Например,
исходя из большого коллектива рабочих предприятия и из наличия других
благоприятных факторов предполагать организацию большого хора. Однако не надо
расстраиваться, если на занятия придет немного желающих. Следует начать работу
с небольшим вокальным ансамблем. В случае успешной работы ансамбль пополнится и
вырастет в хоровой коллектив. Другой случай: руководитель, ориентируясь на
работу в условиях села, планирует создать народный хор. На деле же коллектив
может организоваться из числа представителей местной интеллигенции, голоса
которых больше тяготеют к академической округленной манере исполнения. С таким
составом целесообразнее вести работу в академическом плане.
В хоровой практике
сложились следующие основные художественно-исполнительские направления:
1.
Народный хор.
2.
Академический
хор.
3.
Ансамбль песни и
танца.
4.
Театрализованное
хоровое исполнительство.
5.
Симфоническо-хоровое
исполнительство.
Народный хор. Народный
хор – это вокальный коллектив, исполняющий народные песни с характерными им
особенностями:
- специфическим
характером певческого звука;
- наличием ведущего певца
при отсутствии дирижера;
- хоровой фактуры
(подголосочность, импровизационность, вариационность), - фонетики.
Народные хоры строят свою
работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется
разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров. Следует различать
народный хор в натуральном бытовом виде от фольклорных ансамблей, исполняющих
сочинения в народном стиле. Русский народный хор имеет в своем составе высокие,
средние и низкие женские и мужские голоса. Диапазон каждого из них около
октавы. Голоса певцов народного хора отличаются резким разграничением регистра,
более открытым звуком. В целом. Народному хоровому коллективу характерно:
- опора на местную певческую
традицию;
-
импровизационность
исполнения (основные певцы во время пения допускают мелодические подголоски,
импровизируют);
-
натуральная
манера звукообразования: открытый светлый звук, женская группа голосов поет в
сравнительно низком регистре, а мужская – наоборот;
-
использование
примарного (натурального) регистрового звучания голосов;
-
количественное
преобладание женских голосов над мужскими и выполнение ими основной вокальная
нагрузка;
-
пение без
дирижёра;
-
сочетание пения с
пантомимой и хореографией;
Репертуар: народные
песни, частушки, произведения самодеятельных композиторов.
Академический хор или
капелла в своей деятельности опирается на традиции многовековой хоровой
культуры. Он отличается академической вокальной манерой - округлённым, ровным
на протяжении всего диапазона, прикрытым звуком. Академическому хоровому
коллективу характерно:
-
строгое
разделение на партии;
-
точное исполнение
партитуры произведения;
-
академическая
вокальная манера;
-
количественный и
качественный баланс голосов в партии;
-
пение с
дирижёром, роль которого в процессе исполнения значительна.
Репертуар академического
хора поистине огромен. Он включает в себя произведения русской и зарубежной
классики, хоровые песни разных народов в обработках профессиональных
музыкантов, сочинения вокально-симфонического жанра и оперные хоровые сцены.
Поет академический хор как а cappella, так и с сопровождением.
Ансамбль песни и танца –
это исполнительский коллектив, объединяющий вокальное и хореографическое
искусство. Большое распространение в ХХ столетии получили военные ансамбли
песни и пляски (например, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской
армии им. А.Александрова). В его составе мужской хор, группа солистов,
оркестровая и танцевальная группы. Оркестровая группа обычно состоит из людей,
не принимающих участия в пении. Хор поет в академической манере. Исключением
является капелла бандуристов (Украина) - коллектив, где исполнители играют и
поют одновременно.
Репертуар: советские
массовые и народные песни.
Театрализованное хоровое
исполнительство – это направление находит своё выражение в исполнении
произведений, которые сопровождаются сценическим действием. Поэтому, кроме
овладения вокально-хоровой техникой и выучивания партий наизусть, такие певцы
должны уметь двигаться на сцене в костюмах. Сюда же относятся и хоры оперы и
музыкальной комедии.
Репертуар: сюжетные
игровые песни или целая композиция из нескольких песен (праздник Урожая,
праздник Дружбы народов и т.д.).
Симфоническо-хоровое
исполнительство – встречается очень редко, из-за высоких требований,
предъявляемых к хористам и оркестрантам ввиду исполняемого репертуара. Такие
коллективы исполняют оратории, кантаты, мессы, реквиемы и другие произведения
вокально-симфонической музыки.
Литература
1.
Кеериг О.
Хороведение: Учебное пособие / О.П.Кеериг; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры
и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2004.
2.
Кустов Ю.
Управление самодеятельным хоровым коллективом / В.Чабанный, Ю.Кустов. – Л.,
1984.
3.
Осеннева М.С.,
Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. пособие для
студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
4.
Самарин В.А.
Хороведение: Учеб. пособие для студ. сред. муз.-пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998.
5.
Шамина Л. Работа
с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1988.
|