Другое : Русский композитор Цезарь Кюи
Русский композитор Цезарь Кюи
Цезарь
Кюи
- русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик,
активный пропагандист идей и творчества "Могучей кучки", крупный
ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей
деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие
отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно
обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов,
оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он -
автор свыше 700 музыкально-критических работ.
Кюи родился в литовском
городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. У мальчика
рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у
своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В
14 лет он сочинил свое первое сочинение - мазурку, затем последовали ноктюрны,
песни, мазурки, романсы без слов и даже "Увертюра или нечто в этом
роде". Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же
заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в
то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование
мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с
ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев
проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность
запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны
из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.
В 1851-55 гг. Кюи
учился в Главном инженерном училище. О систематических занятиях музыкой не
могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных
посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для
формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной
школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым.
Продолжая в 1855-57 гг. свое образование в Николаевской военно-инженерной
академии, Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал
музыкальному творчеству. Окончив академию, Кюи был оставлен при училище
репетитором по топографии с производством "по экзамену за отличные успехи
в науках в поручики". Началась многотрудная педагогическая и научная
деятельность Кюи, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся
почти до конца жизни. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до
полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь
младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не
могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом
совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.
Однако публикацией в Инженерном журнале (1878) блестящей статьи "Путевые
заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской
Турции" Кюи выдвинулся в число наиболее видных специалистов в области
фортификации. Вскоре он стал профессором академии и был произведен в генерал-майоры.
Кюи - автор целого ряда значительных работ по фортификации, учебников, по
которым училось едва ли не большинство офицеров русской армии. В дальнейшем он
дошел до чина инженер-генерала (соответствует современному воинскому званию
генерал-полковника), занимался педагогической работой также в Михайловской
артиллерийской академии и академии Генерального штаба. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3 (на ст. В. Крылова), тогда же он завершил в первой редакции
оперу "Кавказский пленник". В 1859 г. Кюи написал комическую оперу "Сын мандарина", предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в
роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор,
причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и
эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.
В 60-е гг. Кюи работал
над оперой "Вильям Ратклиф" (пост. в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне.
"Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его
фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влияниям
характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод А. Плещеева
(красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою
музыку)". Сочинение оперы превратилось в своеобразную творческую
лабораторию, в которой идейно-художественные установки балакиревцев проходили
проверку живой композиторской практикой, а сами они на опыте Кюи учились
оперному сочинительству. Мусоргский писал: "Ну да хорошие вещи всегда
заставляют себя искать и ждать, а "Ратклиф" более чем хорошая вещь...
"Ратклиф" не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического
чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. ...Вот что странно:
"Ратклиф" Гейне ходуля, "Ратклиф" Ваш - тип бешеной страсти
и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно - ослепляет".
Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах
героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено
литературным первоисточником.
Романтические тенденции
проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии.
Музыка многих эпизодов отличается красотой, мелодической и гармонической
выразительностью. Речитативы, которыми пронизан "Ратклиф",
тематически насыщены и разнообразны по колориту. Одной из важных особенностей
оперы является хорошо разработанная мелодическая декламация. К недостаткам оперы
следует отнести отсутствие широкого музыкально-тематического развития,
некоторую калейдоскопичность тонких по художественной отделке деталей. Не
всегда композитору удается объединить зачастую прекрасный музыкальный материал
в единое целое.
В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи - оперы "Анджело" на сюжет
драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи
приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось
и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка
"Анджело" отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы
характеры сильные, яркие, запоминающиеся. Кюи умело построил музыкальную
драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными
художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Он мастерски
применяет речитативы, насыщенные экспрессией и богатые по тематическому
развитию.
В жанре оперы Кюи
создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали "Вильям
Ратклиф" и "Анджело". Однако именно здесь, несмотря на
великолепные находки и озарения, проявились и определенные негативные
тенденции, прежде всего расхождение между масштабностью поставленных задач и их
практической реализацией.
Замечательный лирик,
способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как
художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре
Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением
отмечены такие романсы и вокальные циклы, как "Эоловы арфы",
"Мениск", "Сожженное письмо", "Истомленная
горем", 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25
стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К.
Толстого и др.
Ряд значительных
произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту
для фортепиано "В Аржанто" (посвященную Л. Мерси-Аржанто -
популяризатору русской музыки за границей, автору монографии о творчестве Кюи),
25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту "Калейдоскоп" и др. С 1864 г. и почти до самой смерти продолжалась музыкально-критическая деятельность Кюи. Темы его
газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством
рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную
музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных
композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 60-е
гг.) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.
Одним из первых русских
критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку в зарубежной
прессе. В книге "Музыка в России", вышедшей в Париже на французском
языке, Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки - одного "из
величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен". С годами Кюи как
критик стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с
"Могучей кучкой", что было связано с определенными изменениями в его
мировосприятии, с большей, чем прежде, независимостью критических суждений.
Так, в 1888 г. он писал Балакиреву: "...мне уже 53 года, и со всяким годом
чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это
отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих
музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не
поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не
имеющим".
За свою долгую жизнь
Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех
избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической,
научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная
работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в
правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, - бесспорные свидетельства
большой и незаурядной личности Кюи.
|