Другое : Программирование и планирование при коллективном взаимодействии
Программирование и планирование при коллективном взаимодействии
Программирование и планирование при коллективном взаимодействии
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение.
2. Лидерство.
3. Коллективное взаимодействие.
4. Заключение.
5. Список литературы по теме.
ВВЕДЕНИЕ.
Данный реферат посвящен теме программирования и планирования в ситуациях коллективного
взаимодействия. Причиной написания данного реферата стала необходимость сдачи
зачета по курсу "Психология самоопределения, самооценки и самоорганизации".
Следует заметить, что подобные ситуации (ситуации коллективного взаимодействия)
достаточно часто возникают в нашей жизни, и поэтому, по моему мнению, отработка
техник и навыков в этой области не только приводит к положительным результатам
в работе с коллективом и многочисленными группами людей, но и является важным
моментом в процессе обучения будущих управленцев. Я буду ссылаться на тексты
докладов, прочитанных в Международной Академии.
ЛИДЕРСТВО.
В этой главе автор использует доклад Светланы Браниславовны Крайчинской на
тему "Назначение программирования и планирования в ситуациях коллективного
взаимодействия."
В докладе были представлены следующие схемы организации работ в ситуациях
коллективного взаимодействия : это схема лидерства и схема сетевой организации.
Начну с первой схемы. Лидер - это человек, который обладает волей и наглостью.
Относительно этой схемы в группе не может быть больше одного лидера в одно и
тоже время. Это заявление построено на основе схемы лидерства (см. рис. 1.),
где лидер управляет деятельностью и работами группы.
Рис. 1. Схема лидерства.
Условные обозначения:
Позиция участника группы.
Тот, кто выходит в рефлексивное пространство (лидер / рефлексирующий)
Граница рефлексивного пространства.
Выход в рефлексивное пространство.
Программа деятельности группы.
Граница группы.
Взаимоотношения между участниками группы.
Продолжу обсуждение темы и работу по схеме. Работы, как уже говорилось, организовываются
одним человеком, т.е. лидером, который держит цели, задачи, программы деятельности
и планы работ группы и т.д. Он раздает указания на работы либо директивно каждому
участнику группы, либо уже сложившейся или объединенной чем-либо группе участников
внутри группы. Удержание целей, задач, планов, программ и т.д. наиболее значимые
моменты для лидера, т.к. они являются инструментами управления группой, а значит
и способом удержания лидера на его месте. В том случае, если появляется другой
претендующий на то же место, который также имеет свое видение организации работ
в ситуации коллективного взаимодействия, возникает ситуация конкуренции за право
"командования" в группе. В этой ситуации все усилия лидера направляются
на борьбу с конкурентом и на увеличение значения своей персоны в группе. Ситуация
незаметно начинает выходить из-под контроля лидера. Дело кончается тем, что
выигрывает и встает в позицию лидера тот, кто обладает наибольшей настойчивостью,
упорстом и наглостью. Задача, присущая лидеру, в отличие от остальных участников,
это сохранение собственной обособленности от других. Процессы планирования и
программирования, в обсуждаемом контексте, носят индивидуальный для лидера характер.
Продукты этих процессов и решение по поводу их презентации или не презентации
являются исключительно прирагативой лидера.
Я наблюдал множество случаев, когда из группы людей, вернее из толпы людей
выделялся лидер и превращал толпу в группу. Приведу пример: в давние времена
обучения в Банк-колледже были такие ситуации, когда необходимо было собраться
всем курсом и обсудить какой-либо вопрос или принять решение. В большинстве
случаев, студент шел на собрание с надеждой, что кто-то, только не он сам, все
за него организует и решит, в лучшем случае, собирался высказать свое мнение
по поводу или предложить возможное решение сложившейся ситуации или возникшей
проблемы. И только один шел с намерением все организовать, чтобы не потратить,
как уже случалось множество раз, уйму времени впустую. Обычно, это был человек,
который уже пользовался авторитетом и доверием у студентов Банк-колледжа. Действительно,
с появлением лидера продуктивность работы значительно увеличивалась, хотя я
сомневаюсь в наличии у лидера четко выраженных целей и программ, но все-таки
план собрания у него был. Нужно добавить, что этот лидер был кратковременным,
т.е. на определенный момент, когда в нем появлялась необходимость.
Коллективное взаимодействие.
собенность схемы коллективного взаимодействия в том, что там отсутствует лидер
как таковой, но работы выполняются и присутствуют результаты этих работ. Группа,
которая выбрала такую организацию работ, может утверждать, что она является
коллективом. Коллектив является самодостаточной и самоорганизующейся единицей,
способной на автономное функционирование и работу.
Рис. 2. Схема коллективного взаимодействия.
Условные обозначения:
Функциональное место участника группы.
Тот, кто выходит в рефлексивное пространство (лидер / рефлексирующий)
Граница рефлексивного пространства.
Выход в рефлексивное пространство.
Программа деятельности группы.
Граница группы.
Взаимоотношения между участниками группы.
Необходимым условием существования коллектива является наличие общих оснований
работ, которые должны быть обсуждены и отрефлексированы. Также важно, чтобы
об этих основаниях был осведомлен каждый. Каждый должен знать что он делает,
и отвечать за то, что ему поручено и что он обязался выполнить. Ответственность
за выполнение работ лежит на каждом и каждый должен занимать позицию рефлексирующего
с целью отслеживания ситуации работы других членов коллектива (см. рис. 2.).
В коллективе присутствуют только функциональные места. Нужно добавить, что коллективное
взаимодействие основано на доверии. Программа совместной деятельности коллектива
отвечает на вопрос - "Зачем это все нужно ?"
Программы и планы в ситуации коллективного взаимодействия нужны для обеспечения
существования этой самой ситуации и требуются для определения состава, смысла
и назначения тех работ, которые проводятся в рамках коллектива, а так же выделения
целей и организации времени по выполнению этих самых работ.
Заключение.
Назначение программирования и планирования в ситуации коллективного взаимодействия,
по первой схеме (см. рис. 1.), сводится к удержанию и укреплению позиции лидера.
По второй схеме (см. рис. 2.) программирование и планирование служат как обеспечение
существования ситуации коллективного взаимодействия.
В заключении надо сказать, что автор не надеется на то, что ему удалось представить
на этих страницах все случаи применения программирования и планирования в ситуациях
коллективного взаимодействия.
Список литературы ПО ТЕМЕ.
1. С.В.Наумов. "Представления о программах и программировании в контексте методологической работы."//М.:"Вопросы методологии",1992г.
2. В.К.Балабанов. "Анализ и планирование."//М.:"Финансы и статистика",1992г.
|