Другое : Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое
воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче)
правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения
конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет
целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в
целом.
Обычно
говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь
идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека,
когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической
практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного
аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных
органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную),
нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое
воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового
воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на
повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое
воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без
обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие
здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание
влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую
сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью
информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное,
эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено
реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение
к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности
людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических
заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми
воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности
и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими
обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности
здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой
и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном
масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д.
Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел
в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
По
этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен
быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих
юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и
идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой
защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем
в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов , чтобы
основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от
произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что
является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали,
нравственности и культуры в целом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru
|