Другое : Правовое положение ОВД районов,городов
Правовое положение ОВД районов,городов
Правовое положение органов внутренних дел районов, городов.
Органы внутренних
дел районов и городов (далее горрайорганы) являются основным звеном системы МВД
по следующим обстоятельствам:
1. Система
горрайорганов наиболее хорошо структурирована. Она складывалась на протяжении
всей истории России, и охватывает все без исключения населенные пункты и
объекты. Система горрайорганов строится по административно-территориальному
признаку применительно к городу, району в городе и т. д. В основе их
деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.
2.
Горрайорганы—самое многочисленное звено системы.
3.
Горрайорганы—основной исполнитель титульных функций системы МВД, т. е. они,
обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают,
раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений, выполняя большой
объем работы.
4. Горрайорганы
находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Они являются тем звеном
системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью,
органами власти и управления. В силу этого от их работы зависит формирование
общественного мнения о системе МВД в целом, ее оперативно-служебных
приоритетах, ориентированности и способности выполнять стоящие перед ней
задачи.
Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро
меняющейся оперативной обстановки. Это связано с подвижностью, мобильностью
населения, сосредоточением значительного числа граждан в общественных местах,
на транспорте, высоким уровнем миграции, концентрацией маргинальных элементов,
от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения
преступлений.
Реализация задач,
решаемых ГОВД, требует ресурсного обеспечения как традиционно существующими,
так и создаваемыми службами и подразделениями, а также временными структурными
целевыми образованиями.
Основные
направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных
организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил
и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и
общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа,
казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка
и общественной безопасности в период общественно-политических,
культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Специфика среды функционирования
накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД. Здесь можно
выделить ГОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми,
областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические
центры, портовые, пограничные города,
Свои особенности
имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с
районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД
города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как
координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях
осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимально нее
соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание
исполнительской и управленческой деятельности УВД города.
Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном построении (малочисленность личного
состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями
среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов;
упрощенная структура управления).
В сельской
местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции,
представители которой находятся ближе к населению, имеют значительную по
площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими
участковыми инспекторами круг задач. Основу органов внутренних дел составляет
милиция, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ “О
милиции”.
Легальное
современное определение «милиции» дается в ст. 1 Закона, «милиция в
Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной
власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан,
собственность, интересы общества и государства от преступных и иных
противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в
пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами».
Отличительной
чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер
непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается
достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью
милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной
самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные
агентства, бюро и пр.
Именно милиция
находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности,
преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает
на неё высокую ответственность.
В
настоящее время правовую основу деятельности милиции составляет действующее
законодательство Российской Федерации.
В первую
очередь, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции", федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их
полномочий, нормативными правовыми актами МВД России.
Весь этот
комплекс законодательных и иных нормативных актов можно назвать
«законодательством о милиции». В виду того, что милиция входит в систему
Министерства внутренних дел Российской Федерации на деятельность органов
милиции распространяет свое действие Положение о Министерстве внутренних дел
РФ, утвержденное Указом Президента РФ Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года
N 927.
Среди иных
указов президента РФ необходимо выделить:
- Указ
Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью"
- Указ
Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной
безопасности (местной милиции) в Российской Федерации".
Наряду с
указами президента РФ к правовому регулированию положения органов милиции
применимы и Постановления правительства РФ.
Отметим
наиболее важные:
-
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I "Об утверждении
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста
Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
-
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 «О подразделениях
криминальной милиции»;
-
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 «О структуре милиции
общественной безопасности, создании, реорганизации и ликвидации подразделений
милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального
бюджета» ;
-
Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589;
Свои
функции органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях,
так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных
преступников, поиском и ликвидацией террористических групп, освобождением
заложников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений
общественного порядка и безопасности и массовых беспорядков в населенных
пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных
аварий и катастроф.
Кроме
того, на органы внутренних дел возложены большие и ответственные задачи по
обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при осуществлении
мероприятий гражданской обороны в мирное время, в период общей готовности и в
военное время.
Конкретные
задачи поставленные перед органами милиции закрепляются в ст. 2. Закона «О
милиции». Ими являются:
· обеспечение безопасности личности;
· предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений;
· выявление и раскрытие преступлений;
· охрана общественного порядка и
обеспечение общественной безопасности;
· защита частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности;
· оказание помощи физическим и
юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах,
установленных Законом.
И, если
иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом «О милиции», то
расшифровка их содержания и конкретизация (а иногда и спецификация) содержатся
в различных уставах и положениях.
Так,
например, Устав Комитета федеральной криминальной милиции Министерства
внутренних дел Российской Федерации по городу Москве закрепляет следующие
основные задачи:
- борьба с
организованной преступностью, выявление, предупреждение и пресечение
деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных
организаций);
- подрыв
экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ
(преступных организаций);
- борьба с
коррупцией в органах государственной власти города Москвы и органах местного
самоуправления;
- борьба с
преступлениями в сфере высоких технологий;
-
проведение в установленном порядке оперативно-технических мероприятий;
-
проведение в установленном порядке оперативно-поисковых мероприятий;
-
обеспечение собственной безопасности.
Система
милиции – представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных
звеньев.
И, прежде
всего милиция в Российской Федерации в соответствии со ст.7 Закона о милиции
подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной
безопасности.
В своей
деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской
Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководство
милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют
начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и
освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений
(главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке,
определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Криминальная милиция
Основными
задачами криминальной милиции, в соответствии со ст.8 Закона «О милиции»
являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по
делам о которых производство предварительного следствия обязательно,
организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести
пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Криминальная
милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении
возложенных на нее обязанностей.
В криминальную
милицию органов внутренних дел районов, городов, районов в городах входят
подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими
преступлениями, подразделения по противодействию незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ при органах внутренних дел
районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований, а также
могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро
Интерпола.
Состав и
численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации
ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации. И этим
постановлением является указанное выше Постановление Правительства РФ от 7
декабря 2000 г. №925 "О подразделениях криминальной милиции".
Начальники
криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований
назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних
дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов
Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников
соответствующих органов внутренних дел.
Милиция
общественной безопасности
В
соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции)
в Российской Федерации милиция общественной безопасности (местная милиция)
является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру
Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел
республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений)
внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов)
внутренних дел на транспорте.
В районах,
городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и
функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе
соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
Правовая основа и
принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются
законодательством Российской Федерации.
Основными задачами
милиции общественной безопасности, в соответствии со ст. 9 Закона «О милиции»,
являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана
собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по
делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск
отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к
компетенции милиции общественной безопасности, оказание в пределах ее
компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и общественным объединениям.
На милицию общественной
безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О
милиции", за исключением обязанностей, отнесенных законодательством
Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиция
общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в
исполнении возложенных на нее обязанностей.
Милиция
общественной безопасности также является органом дознания. В соответствии с
Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" она
является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию
определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов
дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях
и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом
преступлении.
Структура
милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от
7 декабря 2000 г. №926.
В милицию
общественной безопасности входят:
1)
дежурные части[1];
2)
участковые инспектора милиции;
3)
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации;
4)
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5)
специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном
порядке;
6)
приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и
попрошайничество;
7)
медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры
временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды
милиции особого назначения;
10)
подразделения:
а) милиции
вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б)
дознания;
в)
патрульно-постовой службы милиции;
г)
лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной
деятельностью;
д) охраны
и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по
делам несовершеннолетних;
ж) по
борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению
административного законодательства;
з) по
охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Начальники
милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных
образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами
внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел
субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников
органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.
Анализ специфики
деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее
различных служб характеристик:
1) деятельность
милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее
прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел
Российской Федерации, сотрудники милиции имеют специальные звания и при
выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить
специально установленную форму одежды;
2) деятельность
сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав
человека и гласности;
3)
нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику
проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и
охраны общественной безопасности;
4) как правило,
выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;
5) работникам
милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит
от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;
6) милиция
обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в
процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие,
в виде предупреждения, замечания и тд.; применение специальных средств,
физической силы и огнестрельного оружия);
7) разнообразие
социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции,
определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в
сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;
8) деятельность
милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее
сотрудниками служебной тайны;
9) милицейская
деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных
стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации,
дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в
работе;
10) на
деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени
ее эффективности и складывающийся авторитет милиции.
МВД России уделяет
большое внимание совершенствованию деятельности горрайорганов, повышению
эффективности их работы. В целях предупреждения преступлений подразделения
горрайорганов внутренних дел:
Осуществляют
ежемесячный анализ криминогенной обстановки на обслуживаемой территории
(объектах обслуживания).
Определяют и
реализуют организационные и практические меры по предупреждению
преступлений.
Осуществляют
подготовку материалов по комплексной оценке результатов работы сотрудников
подразделений по предупреждению преступлений, разрабатывают мероприятия по ее
активизации.
Информируют в
установленном порядке органы местного самоуправления, а также организации,
предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслуживания),
о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с
изложением конкретных предложений по их устранению.
Привлекают
общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к
проведению мероприятий по предупреждению преступлений.
Тем не менее, в
организационной деятельности горрайорганов имеются проблемы, связанные с
поддержанием служебно-боевой готовности, повышением роли дежурной части как
органа оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях,
оперативным управлением силами и средствами, повышением профессиональной
подготовки личного состава (в том числе поиск новых форм, методов работы по
раскрытию тяжких преступлений), улучшением системы финансового,
материально-технического, информационного и другого обеспечения.
В настоящее время
совершенствование управления горрайорганами осуществляется по следующим
направлениям.
1. Четкая
постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности.
2.
Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству
подчиненными подразделениями со стороны МВД России, МВД, ГУВД, УВД, субъектов
Федерации, горрайорганов.
3. Оптимальное
соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД.
4. Укрепление
правовых основ организации и функционирования ОВД.
5. Оптимизация
организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников
ГУВД, УВД, горрайорганов по корректированию оргструктур и перераспределению
штатной численности.
6.
Совершенствование процессов управления.
7. Создание
надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно
низового звена, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами в
соответствии с нормативами.
8. Максимальное
использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов
оперативно-служебной, организаторской деятельности.
9. Улучшение стиля
и методов управления.
Задача №1
Проводя
рейд, уполномоченный ГИБДД Скляров задержал водителя Козлова, управляющего
автомобилем ВАЗ-2106 в нетрезвом состоянии.
Какие
меры могут быть приняты к Козлову?
К Козлову должны
быть приняты меры, предусмотренные статьёй 12.8. Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (Управление транспортным средством
водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным
средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), по которой за данное
правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортными средствами
на срок от полутора до двух лет.
Задача № 2
От
Каменевой в РОВД поступило заявление о том, что ее муж злоупотребляет спиртными
напитками и угрожает ей расправой. Участковый уполномоченный Смирнов установил,
что Каменев является членом охотного общества и имеет охотничье ружье, за
бесцельную стрельбу из которого привлекался к административной ответственности
и дважды предупреждался устно.
Изложите
действия участкового уполномоченного.
В соответствии со
статьёй 20.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах) на Каменева правомерно
наложить административный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты
труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Так как это
вторичное привлечение к административной ответственности
в течение года, то в соответствии со ст. 26.
Закона " Об оружии" (Аннулирование лицензий или разрешений) Каменева
можно лишить разрешения на хранение оружия и конфисковать его.
Принятию решения
об аннулировании разрешения по данным основаниям должно предшествовать
предварительное письменное предупреждение Каменева органом, выдавшим это
разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила
нарушены или не исполнены.
Библиографический
список литературы
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.09.2005 N 124-ФЗ).
3.
Закон РСФСР "О милиции "от 18 апреля
1991г. №1026-I (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
4.
Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности». Федеральный закон от 12.08.95 г. N 144-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
5.
Федеральный закон "Об оружии" от 13
декабря 1996 года N 150-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
6.
Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209
"О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской
Федерации".
7.
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля
2004 года N 927. "Положение о Министерстве внутренних дел
Российской Федерации".
8.
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I
"Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288).
9.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г.
№ 925 «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. Постановления
Правительства от 24 июня 2003 г. N 362).
10.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г.
№ 926 « О подразделениях милиции общественной безопасности ».
11.
Постановление Правительства Российской Федерации от
14.08.92 № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах
внутренних дел Российской Федерации” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 66, от 04.08.2005 N 489).
12.
Приказ МВД РФ от 14 сентября
1993 г. № 420 «О мерах по совершенствованию организации работы городских,
районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».
13.
Приказ МВД РФ от 20 сентября 1994 г. № 260 «О
введении в действие Наставления по организации работы городских, районных
органов внутренних дел и линейных отделов внутренних дел на транспорте».
14.
Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Об утверждении инструкции о порядке
применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
15.
Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 « О мерах по совершенствованию
деятельности участковых уполномоченных милиции».
16.
Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. N 490
"Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений".
17.
Административная деятельность
органов внутренних дел: Учебник. Часть общая /под ред. проф. А.П. Коренева. –
М.: «Щит – М»,2001.
18.
Астафьев Л.В. Расширение прав
начальников горрайорганов внутренних дел – объективная необходимость // Вестник
МВД России.-1994.- № 1.
19.
Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы
теории). — М.: Юридич. лит., 1999.
20.
Игонькина С.И. Милиция в
механизме Российского государства: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М.:
Академия МВД России, 1996.
21.
Кондрашов Б. П. Российский закон о милиции / Б. П.
Кондрашов,
Ю. П. Соловей, В. В. Черников. – М.: Вердикт, 1992.
[1] Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел.
|