Другое : Понятие как форма мышления
Понятие как форма мышления
Министерство сельского
хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Факультет заочного обучения
Отделение государственного и
муниципального управления
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Логика» на
тему:
«Понятие как форма
мышления»
Выполнила: Фазылова И.А.
1 курс, 3 группа
Шифр
У-06074у
Проверил:
Черных С.И.
Новосибирск 2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
1 Общая характеристика понятия
4
2 Логические приемы образования понятий
6
3 Понятие и слово
8
4 Виды понятий 10
Заключение
13
Терминологический словарь 14
Список использованной литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Тема понятия является
актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и,
соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи
различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление
о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под
собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он
должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.
В своей работе я буду
рассматривать общую характеристику понятий, логические приемы образования
понятий, соотношение понятия и слова и какие бывают виды понятий.
Для подготовки своей работы я
использовала учебник Войшвилло Е.К., Дегтярева М.Г. и учебник И.В. Демидова,
так как там, на мой взгляд, даны наиболее четкие и полные ответы на
поставленные в работе вопросы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИЯТИКА
ПОНЯТИЯ
Понятие обычно определяют как
одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический
результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее
общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает
характер обобщенного отражения действительности.
Мышление – это отражение
действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом,
определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является
обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и
т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются
именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к
мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно
доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде
всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового
выделения предметов некоторого класса. Выделение осуществляется по
определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.
Признаки предмета – это не
только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
Признаки предмета разделяются
на существенные и несущественные. Существенными признаками предмета являются те
признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность.
Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность
предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.
Характеристика понятия как
формы познания, как способа мыслительной деятельности – это способ
мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов.
Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы
обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании.
Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько
существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем
более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее
существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или
с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.
2 ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
Для образования понятия необходимо выделить существенные
признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов:
сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Сравнением является мысленное установление сходства
или различия предметов по существенным признакам.
Анализом называется мыслительное расчленение предметов
нм их составные части, выделение в них признаков.
Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей
предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков
предмета и временное отвлечение от других.
Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов
в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного
многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать
основное, наиболее важное.
Указанные логические приемы образования понятий
взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль,
содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.
Процесс образования понятий связан с процессом их
обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс
имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для
каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе,
словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным
человеку.
Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов,
поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов
предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному
предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных
признаков.
Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять
знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое
знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже
известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для
выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа
слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число
предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы
"видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы
чувств.
3 ПОНЯТИЕ И СЛОВО
Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной
знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена.
Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл
имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов –
связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки
языка в процессах коммуникации и мышления.
Смысл представляет собой одну из характеристик знаков.
Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не
как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения
действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания
действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные
мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов
действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение
своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности
человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и
сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.
1. В процессе той или иной научной деятельности или в
повседневной жизни человек вводит некоторое понятие, выделяя интересующий его
класс предметов, и затем подбирает какое-нибудь сокращенное слово – общее имя
для этих предметов.
2. Имеется уже более или менее точно интуитивно
употребляемое в научном или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее
предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих
предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.
То, что понятие и слово неотделимы друг от друга в
своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества,
так как между ними есть следующие определенные различия.
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом.
Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями.
Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют
друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но
относящиеся к различным понятиям.
К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это
близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие
в нем лишь частично.
Синонимы – это слова, тождественные или очень близкие
по своему значению.
В-третьих, в обыденной речи к основному значению
понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения
эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли.
Таким образом, понятие, находясь в неразрывном
единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма
выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание
слова.
4 ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Виды понятий – это различные способы мысленного
выделения и обобщения предметов в процессе познания.
Различие видов понятий осуществляется по трем
основаниям:
1) по характеристикам объемов понятий;
2) по характеру признаков, составляющих видовое отличие
мыслимых предметов в понятии;
3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
1. Среди всех возможных понятий обычно выделяют пустые
и непустые, а среди непустых – единичные и общие.
Пустыми называются понятия, объемы которых представляют
собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе
не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы,
реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или
существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми.
Единичным называется понятие, в котором мыслится один
предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов.
Единичное понятие по своей сути представляет собой
некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.
Общие понятия могут быть регистрирующими и
нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых
множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например
«народный депутат России». Нерегистрирующими называются общие понятия,
относящиеся к неопределенному числу предметов. Например «человек».
2. По характеру признаков обычно выделяют
положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.
Положительные – это понятия, содержание которых
составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность».
Отрицательными называются понятия, в содержании
которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не
живущий по средствам».
Относительные понятия – Это такие понятия, в которых
мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование
другого. Например»производство» - «потребление».
Безотносительные – это такие понятия, в которых
мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета.
Например «инвестиция».
3. По характеру обобщаемых в понятии объектов следует
различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того
или иного типа и системы объектов.
Дальнейшее подразделение относится к понятиям, в
которых обобщаются отдельные предметы. При этом различаются понятия конкретные
и абстрактные, с одной стороны, собирательные и несобирательные – с другой.
Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных
объектов.
Конкретными объектами называются вещи, ситуации и
процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации
таких предметов и множества и системы предметов указанных типов, мыслимые как
целое.
Абстрактные объекты - суть создания мысли, идеальные
предметы.
Конкретным называется понятие, элементы объема
которого – конкретные объекты. Абстрактные понятия в качестве элементов объема
имеют абстрактные объекты.
Собирательными называются понятия, в которых группа
однородных предметов мыслится как единое целое. Например «лес», «коллектив».
Несобирательные понятия – это такие понятия,
содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который
охватывается понятием. Например «дерево», «человек».
Определить, к какому виду
относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая
характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает
навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать,
что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих
и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер
обобщенного отражения действительности.
Для образования понятия необходимо выделить существенные
признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов:
сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Понятие находится в неразрывном единстве со словом, но
не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а
понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
Виды понятий – это различные способы мысленного
выделения и обобщения предметов в процессе познания, которые различаются по
трем основаниям: характеристики объемов понятий; характеру признаков,
составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; характеру предметов,
обобщаемых в понятии.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Абстрагирование понятия – мысленное выделение одних
признаков предмета и временное отвлечение от других.
Анализ понятия - мыслительное расчленение предметов нм
их составные части, выделение в них признаков.
Виды понятий – это различные способы мысленного
выделения и обобщения предметов в процессе познания.
Мышление – отражение
действительности по средством языка.
Обобщение понятия – мысленное объединение отдельных
предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от
конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы
глубже познать основное, наиболее важное.
Понятие - обобщение отражения класса предметов в их
наиболее общих и существенных особенностях.
Признаки предмета – это не
только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
Синтез понятия – мысленное соединение в единое целое
частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.
Логика – М.: Владос-Пресс, 2001
2 Демидов И.В. Логика: Учебник – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
|