Другое : Понятие и элементы финансовой системы
Понятие и элементы финансовой системы
Понятие и элементы финансовой системы
Финансы
- это экономические отношения, возникающие в процессе распределения,
перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта,
создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для
удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные
функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и
перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих
процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов
хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что
движение денежных средств может количественно отражаться различными финансовыми
показателями, которые "сообщают", как распределяются и как
используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс
создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное
использование денежных средств [1, с.267].
Финансовая
система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовой системы, связанная с образованием и использованием централизованных
и децентрализованных денежных средств.
Финансовая
система – это единая система, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех
звеньев, т.е. национальном доходе создаваемом в сфере материального
производства.
Централизованные
финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием
фондов денежных средств государства аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных фондах.
Под
децентрализованными финансами – понимаются денежные отношения, опосредствующие
кругооборот денежных фондов предприятия.
В
зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую
систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е.
публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы
домохозяйств).
В
каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования
и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное
функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм,
ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов
экономических отношений [10, с.251].
В
зависимости от механизма формирования и использовании финансовых ресурсов
выделяют три обособленные системы финансовых отношений:
финансы
организаций (хозяйствующих субъектов);
публичные
финансы (государственные и муниципальные),
финансы
домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти
подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные
подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных
фондов у конкретных экономических субъектов, например, финансы коммерческих
организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.
Основой
финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой
сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть
этих ресурсов, определяется в соответствии с нормами финансового права в доходы
бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть
указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных
организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также
возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, стипендий и т.
п.) [3, с.124].
Среди
децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих
организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары,
оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником
производственного и социального развития общества [1, с.10].
Эффективное
использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой
политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с
финансами предприятия. С одной стороны, главным источником дохода бюджета
является национальный доход, созданный в сфере материального производства, а с
другой стороны – процесс расширенного воспроизводства, осуществляющегося не
только за счёт средств предприятия, но и с привлечением общегосударственных фондов
денежных средств в форме бюджетного ассигнования и использования банковских
кредитов.
Задачей
общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в
распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных
нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм
полученных от выкупа государственных предприятий, доходов от казённых
предприятий и хозяйствующих субъектов государственной формы собственности.
Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы. Он представляет
собой форму образования и использования централизованных денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Средства бюджета
направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование
предприятий, расходы бюджета в области экономики призваны способствовать
организации рациональной структуры общественного производства, наращивание
научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.
Расходы бюджета связаны с реализацией социальной политики государства. Они
позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать
культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обследовании,
осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные
мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к.
представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, служат для
повышения материального и культурного уровня жизни народа [12, с.387].
Главным
звеном финансовой системы является государственный бюджет. В бюджете находят
органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы.
Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во
внутренней и внешней политике. Государственный бюджет используется государством
для вмешательства в экономическую жизнь. Через механизм системы бюджетных
доходов и расходов государство оказывает воздействие на общественное
воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости,
поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и
общественного товара.
В
силу своего главенствующего положения государственный бюджет тесно связан с
другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром и
оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего
в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий [7, с.121].
Вторым
по своему значению звеном финансовой системы выступают местные финансы. Под
влиянием развития производственных сил происходит повышение роли и влияния местных
органов власти на экономику и социальную сферу. Увеличиваются размеры местного
хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей, что усиливает
значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой
системе.
Местные
финансы имеют свою внутреннюю структуру, они включают в себя местные бюджеты,
внебюджетные фонды, финансы предприятий коммунальной собственности. Структура
местных финансов определяется государственным устройством,
административно-территориальным делением. Естественно, что в федеральных
государствах она отличается от структуры, присущей унитарным государствам
[9,с.15].
Основной
финансовой базой местного самоуправления являются местные бюджеты. Это звено
финансовой системы все больше и шире используется в экономических целях для
регулирования хозяйственных процессов, повышения конкурентоспособности
национального хозяйства в условиях усиливающейся конкуренции на мировых рынках.
С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на
развитие производной и социальной инфраструктуры.
Местные
бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей,
используются для воспроизводства рабочей силы. Как правило, основная доля в
финансировании расходов на образование и здравоохранение приходится на местные
бюджеты.
Самостоятельное
звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с
развитием государственного сектора экономики. Посредством этого звена
государство участвует в первичном распределении национального дохода. Государственные
предприятия функционирую на условиях самофинансирования, однако их финансовые взаимоотношения
с государством более развернутые, чем у предприятий негосударственного сектора
экономики. Если негосударственные предприятия для начала своей деятельности
приобретают основные и оборотные средства за счет акционеров, пайщиков, то
применительно к государственным предприятиям эти расходы осуществляются за
счета бюджета. В части налогообложения практически нет различий между
государственными предприятиями и предприятиями, основанными на частной и
акционерной собственности [9, с.11].
У
государственных предприятий в случаях финансовых затруднений есть возможность
обратиться за помощью к соответствующим правительственным органам и получить
бюджетные дотации или субсидии. Предприятия негосударственного сектора
экономики могут рассчитывать на такую помощь лишь в исключительных случаях.
Такие проблемы обычно разрешаются посредством банковского кредита. В то же
время руководство негосударственных предприятий независимо в принятия решений,
связанных с управлением финансами.
Особое
звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают
определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют
свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют
строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в
основном подразделяются на экономические и социальные.
В
западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на
общегосударственном и региональном уровнях. Возникновение этого звена в
финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем
бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть
заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании
финансовых ресурсов.
В
заключение данного вопроса следует повторить, что финансовая система – это
совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой
системы, связанная с образованием и использованием централизованных и
децентрализованных денежных средств. Главным звеном финансовой системы является
государственный бюджет. Основой финансовой системы являются децентрализованные
финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля
финансовых ресурсов государства.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
|