Другое : Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста
Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста
Основные аспекты анализа фонетико-графической
окрашенности художественного текста
М.Н. Кулаковский
При
анализе художественного текста традиционно большое внимание уделяется описанию
его цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданием
определенного образа. Следовательно, подтверждается, что цвет является одной из
важнейших составляющих художественного образа. Однако данный анализ в большинстве
случаев ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста
(лексем, служащих для непосредственной номинации цвета, и образов, традиционно
воспринимаемых в определенной цветовой гамме), не затрагивая другие уровни
языка. В этой связи актуальными, на наш взгляд, представляются исследования,
связанные с рассмотрением фонетико-графической окрашенности художественного
текста. В частности, подобные проблемы ставятся нами в рамках спецсеминара, а
также являются объектом рассмотрения в курсовых, бакалаврских и дипломных
работах студентов по русскому языку. В качестве базы для подобных наблюдений
выступают исследования А.П. Журавлева (в частности - работы “Фонетическое
значение”, “Звук и смысл”), в которых выдвигается гипотеза о том, что
существует непосредственная связь между окраской стихотворения на лексическом
уровне и выбором определенных фонетико-графических средств, ассоциативно
окрашенных для большинства воспринимающих в определенные цвета. При этом данная
закономерность позволяет поставить ряд частных задач, которые могут быть решены
в рамках студенческих научных работ. Определению основных аспектов такого
анализа и посвящено наше исследование.
Поскольку
тенденция, описанная в работах А.П. Журавлева не всегда прослеживается на материале
любого текста (а следовательно - не является универсальной), первый возможный
аспект анализа - проследить, насколько последовательно проявляется данная
закономерность в творчестве конкретного автора (или в каком-либо конкретном
произведении). При этом, чтобы результаты исследования были объективными,
цветовая гамма в анализируемом отрывке должна быть отчетливо представлена на
лексическом уровне (поскольку эмоциональная окрашенность в значительной степени
индивидуальна). Таким образом, на первом этапе сопоставляется лексическая и
фонетико-графическая окраска всего произведения в целом и делается вывод о
соответствии или несоответствии полученных данных, а затем подобный анализ
проводится на материале отдельных микрокартин текста, что позволяет проследить,
отражается ли изменение цветовой гаммы отрывка на уровне фонетико-графическом,
координируется ли динамика цвета на разных уровнях языка.
В
качестве образца подобных наблюдений приведем анализ цветовой гаммы
стихотворения Даниила Андреева “Устье жизни”. Используя методику А.П.
Журавлева, мы провели количественный анализ гласных звукобукв в тексте. Данные
результаты можно представить в виде таблицы, в которой приведены:
анализируемые
звукобуквы,
количество
звукобукв в тексте,
процентное
присутствие звукобукв в тексте,
среднее
процентное присутствие звукобукв,
отношение
процентного присутствия звукобукв к норме,
место
звукобуквы
(при
анализе ударные гласные считались за две; общее количество звукобукв - 312).
Информационная Библиотека
для Вас!
|