Другое : Опыт экономически развитых стран по развитию и стимулированию малого и среднего бизнеса
Опыт экономически развитых стран по развитию и стимулированию малого и среднего бизнеса
Опыт экономически развитых стран по развитию и
стимулированию малого и среднего бизнеса
Как
показывает опыт, малый и средний бизнес является самым гибким в производственном,
технологическом и управленческом планах сектором, что помогает ему реагировать
на изменения на рынке и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Поэтому
для развития малого и среднего бизнеса не только в развивающихся, но и в развитых
странах оказывают значительную поддержку.
Малый
и средний бизнес является «хребтом» экономики США. Малое предпринимательство
сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее
будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство
со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры,
призванные реализовать эту цель, двух уровней - Федеральная (SВА) и различного
рода муниципальные [7, c.148].
SВА
оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель,
сегмент действия, клиентов, условия участия. Наиболее традиционными и крупными
являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных
меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в
научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Две
наиболее крупные программы — «7а» и «504». Причем эти программы подразделяются
на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.
Цель
программы «7а» - предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо
причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к
заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия
предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не
более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал;
процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель
программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых
предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании,
программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой
финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. SВА
предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не
должна превышать $1 млн.
Кроме
того, SВА посредством заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в
свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих
структур [10, c.116].
Деятельность
SВА финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SВА на 1999 г.
сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3
млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств
направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ
развития малого бизнеса («7а»); 19,6% — на дальнейшее развитие и модернизацию
действующих малых предприятий («504»), этот блок программ отличается не только
низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и
приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно
более низким расценкам; 7,2% — финансирование малых предприятий, создаваемых
совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% — микрокредиты, которые,
как правило, не являются прибыльными, а, следовательно, заведомо невозвратными.
Роль
муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство —
деятельность Муниципалитета г.Сиэттла [10, c.117].
а) Городская программа «Готов заработать»
Объектом
воздействия являются компании с низким уровнем дохода, занятые в которых
находятся на стадии потери рабочих мест, нуждаются в переобучении. Как правило,
лица, занятые в следующих отраслях, нуждаются в подобных услугах в первую очередь:
торговля строениями, производство, занятые в системе здравоохранения, временно
работающие.
б) Центр поддержки бизнеса и развития
кредитования компаний Объектом поддержки является трудоспособное население, не
имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим
положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить
ситуацию. Цель данной программы — объединить, координировать усилия
общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого
бизнеса преимущественно в низкодоходных, малоразвитых регионах города
посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых
предприятий на этапе создания и развития (расширения) их деятельности. Как
правило, это оказание трейнинговых услуг, технической и прочей помощи на
кредитной основе.
Несмотря
на весомый вклад малого бизнеса в английскую экономику, в стране имеется немало
проблем, сдерживающих развитие такого предпринимательства. Поэтому одна из
важнейших задач правительства лейбористов после прихода к власти состояла в
создании благоприятного экономического климата в стране, прежде всего для
деятельности малого бизнеса [6, c.72].
Были
предприняты различные меры, направленные на улучшение условий для бизнеса.
Одной из важнейших государственных задач является снижение налогового бремени.
Поэтому важнейшим из вопросов для правительства Великобритании стала реформа
налогообложения в целях поддержки малых предприятий, привлечения инвестиций и
стимулирования инноваций и предпринимательской активности.
Введение
налогового кредита на научные исследования и опытные разработки малых и средних
предприятий позволило облегчить их текущие затраты на эти цели. Произошло также
снижение основного налога на прибыль фирм, чьи акции не котируются на фондовой
бирже, с 40%» до 10% сроком на четыре года для поощрения инвестиций со стороны
как самих предпринимателей, так и внешних инвесторов.
В
целях решения инвестиционных проблем, встающих перед малыми фирмами, как вновь
созданными, так и уже давно существующими, правительством Великобритании была
подготовлена программа создания сети фондов венчурного капитала с
использованием государственных инвестиций во взаимодействии с частным
капиталом. Главным рычагом служит "Предпринимательский фонд" [6,
c.74].
В
Великобритании уделяется большое внимание проблемам, связанным с условиями
кредитования малых и средних предприятий. Британское правительство всячески
пыталось содействовать росту участия коммерческих банков в кредитовании малого
и среднего бизнеса. Была разработана специальная программа для представителей
тех видов бизнеса, которые не в состоянии взять кредит самостоятельно. Согласно
принятой программе правительство гарантирует до 70% невозврата кредита, а в
неблагоприятных районах - до 85%. Процентная ставка при такой гарантии
составляет 2,5%. годовых, а в неблагоприятных районах - 2%. На покрытие
гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 млн. ф. ст.
Главным
нововведением в правительственной поддержке малого предпринимательства, явилось
создание Службы малого бизнеса. Она была создана в апреле 2000 года и начала
действовать во всех правительственных департаментах, чтобы усиливать
государственную поддержку малого предпринимательства, координировать
распространение существующих программ и улучшать качество помощи компаниям.
В
Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной
поддержке. Упор делается на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры
направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не
эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом.
Облегчается, например, доступ МСП к рынкам капиталов и новым технологиям [4,
c.58].
Государственная
поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального
и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Содействие
выражается в предоставлении технологий и соответствующей экономической
информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических и
технических консультаций и мероприятий по обучению и повышению квалификации
сотрудников и руководителей МСП.
Кроме
того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда
речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например в рационализацию,
модернизацию, расширение, преобразование производства. Следует отметить и
содействие развитию инфраструктуры этого бизнеса и не в последнюю очередь
экономической, с тем чтобы усилить конкурентоспособность МСП.
Защищают
интересы МСП также ряд законов и правовых актов.
Важное
значение имеет оказываемая МСП косвенная финансовая помощь (вводятся налоговые
льготы, освобождающие, например, от уплаты подоходного налога в определенных
размерах, и особые нормы амортизации для инвестиций в производство) и прямая,
по объему и многообразию вариантов занимающая одно из важнейших мест в арсенале
экономических рычагов [4, c.60].
В
рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляют
3-10% суммы кредита. По программам КфВ (специализированного банка), финансируемым
за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость
кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными
программами. Кредитная политика КфВ позволяет выравнять возможности МСП и
крупных предприятий по рефинансированию кредитов.
Льготное
кредитование МСП осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким
заявителям не оказывается предпочтение и принимается во внимание только
кредитоспособность. Льготные условия кредитования подразумевают: низкую
процентную ставку; длительный период кредитования; возможность возврата взятых
сумм в любое время; долевое финансирование.
Наиболее
важные кредитные и консультационные программы для МСП:
Поддержка
начинающих предпринимателей.
Региональная
направленность поддержки.
Вложения
в охрану окружающей среды.
Научно
исследовательские работы, технологии и инновационные проекты.
Экспортная
промышленность и немецкие инвестиции за рубежом.
Подводя
итог, отметим, что в развитых странах на государственном уровне оказывается
поддержка малому предпринимательству. В принципе, сущность оказываемой помощи
одинакова: помощь начинающим предпринимателям, предоставление льготных
кредитов, налоговые субсидии и надбавки, - в рамках реализации конкретных
программ. Однако, как можно заметить, в Германии немного отличается приоритеты
поддержки.
Список литературы
Гражданский
кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. –1999. -№7-9. -Ст.101
Закон
Республики Беларусь “О предприятиях в Республике Беларусь” от 14.12.1990г.
№462-XII с изменениями и дополнениями. // Ведомости Верховного совета
Республики Беларусь. –1991г. -№3. –Ст.13
Указ
президента Республики Беларусь “О государственной поддержке малого
предпринимательства” от 19.07.1996г. №262. // Сборник указов Президента.
-1996г. -№21. –Ст.514
Брюммер
К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии. //
Проблемы теории и практики управления. –2002г. №2. –С.58-63
Колесникова
И. Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси: целесообразность,
направленность, основные формы.// Управление капиталом. – 1998. - №8 – С.28
–30.
Макеев
Д. Малый бизнес в Великобритании. // Современная Европа. –2003г. -№2. –С.72-79
Малый
бизнес в Казахстане – использование опыта США. // США, Канада: экономика,
политика, культура. –1999г. -№3-4. –С.147-158
Шеремет
А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. 0М.: ИНФРА-М, 1999г. –343с.
Экономика
предприятия. / Под ред. О.И. Волкова. –М.: ИНФРА-М, 1997г. –416с.
Юсупова
Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. // Менеджмент в России и за
рубежом. –1999г. -№5. –С.115-121
Догиль
Л.Ф., Семёнов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес. -Мн.: Вышейшая школа,
1997г. –375с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
|