Другое : Образование в сфере связи с общественностью
Образование в сфере связи с общественностью
Образование в сфере связи с общественностью
Потребность в PR вызвала необходимость и в
соответствующих специалистах. Первоначально в новую сферу приходили журналисты,
представители других профессий. А теперь отдают предпочтение сотрудникам,
обладающим разнообразными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной
практики PR, то есть – профессионалам.
В соответствии с
мировым опытом, подготовка PR-man предполагает освоение обширного
круга дисциплин. Они должны изучать: психологию, чтобы иметь представление о
мотивации и убеждении; политические науки, чтобы понимать, как работает
правительство и что следует предпринять, чтобы оно более оперативно реагировало
на общественные нужды; антропологию, чтобы понимать изменения и важность
культурной адаптации; социологию, чтобы уметь точно оценивать тенденции в
развитии общества и во взаимодействии людей.
Доктор
психологических наук, профессор, Алексей Ситников рассказывает о том, как он
видит ключевые проблемы образования в России. В этом материале одновременно
удерживаются три рамки: состояние системы образования в России в целом,
ситуация с обучением новым профессиям и перспективы развития профессии
"специалист по связям с общественностью".
Система нынешнего
PR – образования, по его мнению, формировалась на протяжении последних десяти
лет. За это время было принято несколько государственных стандартов обучения
специальности «связи с общественностью». Все они не выдерживают никакой
критики. И главная беда здесь в том, что рынок еще не сформулировал более или
менее внятного образовательного заказа на профессионалов.
Да, развитие PR –
образования во многом зависит от степени развитости рыночных отношений в
стране. И, в отличие от России, где львиная доля валового национального
продукта производится естественными монополиями в сырьевой или энергетической
отраслях, 70% мировой PR-индустрии ориентировано на малый и средний бизнес,
который в развитых странах является основой экономики. Подавляющее большинство
PR-агентств, скажем, в Европе, состоят из 3-5 человек и обслуживают в каком-то
городке маленькие ресторанчики, кафе, туристическое агентство, станцию
техобслуживания.
У нас же, надо
отметить, во многих регионах вообще отсутствуют примеры практической
PR-деятельности: здесь нет специалистов. Правда, в органах местной власти, в
компаниях встречаются соответствующие подразделения. Но, на самом деле, их
деятельность вовсе не отвечает задачам и сути связей с общественностью. Нет в
большинстве регионов PR-агентств в полном смысле этого слова. Их функции берут
на себя рекламные агентства, в которых выделены группы по работе со СМИ — некие
пресс-службы для клиентов. Однако это совсем не то. В связях с общественностью
отношения со СМИ составляет незначительную долю всего комплекса возможных
направлений деятельности в этой сфере.
Как ни странно,
процессу нормального становления и развития PR-образования вредит ажиотаж
вокруг профессии, который рождает излишние и, зачастую, совсем нереальные
ожидания.
У студентов
возникла иллюзия, что PR – это престижно, денежно, круто. А на самом деле
ситуация такова, что мы получим огромное количество безработных «пиарщиков»,
которые будут готовы заниматься чем угодно, лишь бы работать. Между тем,
перспективы студентов, обучающихся PR в регионах, могли бы быть более
радужными: не конкуренция за ограниченное число вакансий в крупных корпорациях
или городских администрациях, куда могут устроиться два-три человека из всего
выпуска, а работа в маленьких компаниях или создание собственных агентств,
обслуживающих малый и средний бизнес. И это было бы нормально.
Разумеется,
проблемы PR-образования имеют и внутренние причины. Прежде всего — это дефицит
квалифицированных преподавателей. Сегодня более 90 вузов имеют лицензию на
подготовку PR-специалистов. Однако тех, кто действительно способен научить
профессии, едва ли наберется и на пять кафедр. Специфика образовательного
процесса в каждом конкретном вузе во многом определяется профилем факультета,
при котором открывается соответствующая кафедра: социологов, учат исследовать,
филологов — писать, экономистов — считать. В вузах, где преподавателей на
кафедры PR набирают с разных факультетов, дела обстоят немного лучше.
Хорошо понимая
это, Исполнительный совет РАСО недавно принял решение о создании образовательного
центра, одной из задач которого будет и подготовка преподавателей в области PR.
Может быть, сами студенты своими вопросами, желанием услышать что-то дельное и
содержательное подвигнут их к мысли, что неплохо бы повысить собственную
квалификацию. Надеюсь, к этому же преподавателей из регионов подтолкнут и
встречи с московскими специалистами многие, из которых в последнее время бывают
там частыми гостями, выступают в разных аудиториях, в том числе перед
преподавателями. Об уровне современных требований к PR- образованию последние
могут судить по критериям Всероссийского студенческого конкурса в сфере
развития связей с общественностью "Хрустальный Апельсин" и
материалам, публикуемым в профессиональных изданиях. Думаю, в совокупности все
эти факторы помогут преподавателям понять, что их подопечные ждут от них новых
подходов в освещении предмета.
Многие из тех,
кто озабочен качеством сегодняшнего PR-образования, говорят, о нужде активнее
привлекать к процессу обучения практикующих специалистов. Но тут своя проблема:
у практиков, к сожалению, нет, во-первых, времени, во-вторых,
заинтересованности, в-третьих, соответствующих навыков, чтобы встать за
кафедру. И получается, что в целом выпускники вузов сегодня на самом деле вовсе
не являются специалистами по PR. В массе своей они прошли обучение на кафедрах,
созданных при факультетах журналистики, филологии, лингвистики, и, по сути,
являются настоящими журналистами, филологами или лингвистами. Последние хотя бы
два-три иностранных языка знают, что, в принципе, в сфере связей с
общественностью сегодня никому не помешает.
Стоит отметить и
то, что гуманитарные дисциплины не могут базироваться лишь на конкретных
предметах. Обучение здесь может идти только в контексте общей национальной
культуры, а ее уровень сегодня в России оставляет желать лучшего.
Более всего
современным, а главное, завтрашним требованиям к PR-образованию отвечают
программы кафедр, появляющихся сейчас на факультетах управления. Здесь студенты
получают реальные представления о бизнесе, его законах и тенденциях развития,
им проще затем встраиваться в бизнес - процессы. Так вот, уже завтра
PR-специалисты, получившие образование в последние десять лет, ощутят
недостаток управленческих, менеджерских знаний. В России это пока не так
критично, но через два- три года те, кто покинет стены вуза, не обладая
навыками участия в управлении, окажутся неконкурентоспособны.
Конечно,
выпускники факультета журналистики чувствуют медийную среду, понимают ее, и
действуют на практике в соответствии с ее законами. Поэтому то и возникла
иллюзия, будто наша профессия сродни журналистике, а PR— сводится к работе со
СМИ.
Выпускники кафедр
по связям с общественностью должны знать логику процессов, происходящих в
других сферах деятельности.
Таким образом,
эффективность PR – образования достигается в
результате широкого привлечения в учебный процесс PR – практиков, высокого
профессионализма преподавателей и большого энтузиазма студентов.
|