Другое : Объединенный аграрный рынок стран СНГ
Объединенный аграрный рынок стран СНГ
Объединенный аграрный рынок стран СНГ
Общий
аграрный рынок государств–участников СНГ - это система договорных отношений,
институциональных структур и методов регулирования беспрепятственной торговли
сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, средствами производства и
услугами для АПК в интересах роста благосостояния населения, обеспечения
продовольственной безопасности и повышения экономической эффективности АПК
каждого государства- участника СНГ и всего Содружества.
Общий
аграрный рынок формируется поэтапно путем освоения режимов зоны свободной
торговли и таможенных союзов, с постепенным включением в орбиту этого рынка
отдельных продуктовых сегментов, с целенаправленным развитием инфраструктуры и
использованием различных методов его регулирования.
Непосредственной
правовой основой для формирования этого рынка стало “Соглашение об Общем
аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств”,
подписанное в марте 1998 г. главами правительств 10 государств СНГ. В качестве
приложения к нему было принято “Положение об условиях создания и
функционирования Общего аграрного рынка”, определившее конкретные механизмы
формирования рынка и методы его регулирования [3, с.14].
Реализация
Соглашения сталкивается с немалыми препятствиями и трудностями.
Основные
проблемы общего аграрного рынка СНГ связаны с произошедшим за последнее
десятилетие сокращением объемов товарооборота между государствами – участниками
СНГ.
Наиболее
существенными причинами такого положения являются:
спад
производства в отраслях АПК и сокращение экспортного потенциала аграрного рынка
в государствах-участниках СНГ;
снижение
уровня платежеспособного спроса населения на конечную продукцию АПК под
влиянием возросшей безработицы, сокращения доходов и их значительной
дифференциации по доходным группам населения, усиление тенденции к
самообеспечению населения;
относительно
низкая конкурентоспособность на продовольственных рынках государств-участников
СНГ отечественной продукции по сравнению с импортными аналогами;
наличие
конкурентных ценовых преимуществ субсидированного экспорта стран дальнего
зарубежья в государства Содружества, что особенно активно использовалось
торговыми партнерами в период 1993-1996 гг. для завоевания национальных
продовольственных рынков в СНГ;
финансовый
кризис 1998 г., неурожаи последующих лет в ряде стран, что усугубило трудности
в платежной системе государств-участников СНГ, привело к административным
запретам на вывоз продукции;
непоследовательность
в осуществлении интеграционных процессов, связанная с экономической
нестабильностью в странах Содружества, необоснованным представлением о
возможности преодолеть кризис без взаимодействия с партнерами по СНГ.
Несмотря
на эти трудности, аграрный рынок СНГ формируется и в перспективе может стать
одним из наиболее крупных региональных рынков мира. Сложившееся разделение
труда и размещение сельскохозяйственного производства в соответствии с
природно-климатическими условиями создает объективные возможности для развития
взаимовыгодной торговли.
В
последнее время во всех государствах СНГ постепенно преодолевается
общеэкономический кризис. В большинстве стран отмечается положительная динамика
ВВП, рост объемов продукции АПК, существенное снижение темпов инфляции и
стабилизация курсов национальных валют. В ряде государств повышается спрос
населения на продовольственном рынке. Эти позитивные результаты необходимо
использовать для экономической интеграции государств-участников СНГ, в том
числе и для развития взаимовыгодной торговли сельскохозяйственной продукцией,
сырьем и продовольствием.
Транспортная
инфраструктура стран Содружества при согласовании тарифов и привлечении
инвестиций позволит обеспечить достаточную пропускную способность возрастающих
потоков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия между всеми
государствами-участниками СНГ. Имеются экономические и технические возможности
установления обоснованного уровня транспортных тарифов на перевозку этой
продукции.
Потребительские
предпочтения населения, несмотря на значительный продовольственный импорт из
стран остального мира, сместились в пользу продукции, производимой
непосредственно в государствах-участниках СНГ. Девальвация ряда национальных
валют в 1998 г. поставила естественные преграды для массированного
продовольственного импорта из стран остального мира, что создало более
благоприятные предпосылки для оживления собственного сельскохозяйственного
производства и пищевой промышленности. Это, в свою очередь, создает предпосылки
для активизации процессов формирования аграрного рынка СНГ.
Для
реального оживления торговли и продвижения в направлении формирования Общего
аграрного рынка СНГ необходимо:
разработка
необходимых нормативно-правовых документов и гармонизация торгового
законодательства государств-участников СНГ, изыскание финансовых средства для
привлечения к этой работе экспертов из стран Содружества;
последовательно
проводить работу по созданию в течение 5-7 лет современной инфраструктуры
аграрного рынка, включая информационную систему, товарные биржи и оптовые
рынки, системы страхования торговых операций и другие институты рынка;
разработать
и осуществлять программы по развитию продуктовых сегментов аграрного рынка,
прежде всего зернового и сахарного;
выработать
механизмы согласованного таможенного регулирования торговли со странами вне
СНГ, а также скоординировать политику присоединения и участия в ВТО. Особенно
это относится к требованиям ВТО о снижении эквивалента государственной
поддержки производителей сельскохозяйственного сырья и продовольственной
продукции, а также об уменьшении таможенных тарифов на импортируемую продукцию;
обеспечить
финансирование и организацию межгосударственных научных разработок по анализу и
прогнозированию общего аграрного рынка.
Общий
аграрный рынок государств – участников СНГ имеет в своей структуре не менее 20
сегментов, связанных с производством и реализацией определенных видов
сельскохозяйственного сырья и конечных продуктов его переработки. Наиболее
крупными по размерам товарооборота являются рынки зерна, сахара, маслосемян,
овощей, картофеля, фруктов, винограда, мяса, молока, шерсти, хлопка и
соответствующих продуктов пищевой, мукомольно-крупяной, винодельческой и других
промышленных отраслей.
Для
организации торговли между странами Содружества в режиме свободной
экономической зоны, а затем и общего аграрного рынка необходимо иметь
среднесрочные целевые программы развития соответствующего продуктового
сегмента. В качестве примера указанных программ можно привести уже
подготовленный проект Программы создания и функционирования рынка зерна
государств – участников СНГ (Зерновой рынок) [4, с.197].
Основными
программными мероприятиями данной Программы являются:
разработка
нормативно-правовых документов по формированию и регулированию зернового рынка
СНГ;
создание
организационно-экономического механизма функционирования рынка зерна;
активизация
межгосударственной торговли зерном для достижения продовольственной
безопасности государств-участников зернового рынка и устойчивого его
функционирования за счет прироста объемов производства зерна в
специализированных зонах;
производства
отдельных видов зерна, повышения его качества, улучшения
территориально-отраслевой структуры зернового производства, повышения
эффективности использования зерновых ресурсов;
создания
стабилизационного фонда и формирования инфраструктурного обеспечения участников
зерновой торговли между государствами Содружества.
Реализация
Программы позволит увеличить объемы торговли зерном и продукцией его
переработки до 10 млн. т. в среднем за 2001–2005 гг.; повышение уровня
продовольственной безопасности по обеспечению зерном до 90% сокращения
зависимости от импорта зерна из стран остального мира.
Придавая
развитию Общего аграрного рынка приоритетное значение, согласованная аграрная
политика в СНГ обретет необходимую конструктивность.
Экономический
механизм аграрной политики государств-участников СНГ направлен на согласование
ценовой, бюджетной, налоговой, кредитной политики, системы страхования в АПК.
Регулирование
ценовых отношений на продовольственном рынке будет происходить по следующим
направлениям:
координация
национальных ценовых политик;
согласование
ценовой политики на общем аграрном рынке.
На
основных сегментах этого рынка постепенно сформируется система цен,
объединяющая в себе свободные договорные цены и цены регулирования, конкретные
формы которых будут определены участниками общего аграрного рынка.
На
общем аграрном рынке поддержка агропромышленных комплексов стран Содружества в
ближайшей перспективе возможна на базе продуктовых целевых программ, главным
образом за счет централизованной или децентрализованной поддержки таких
направлений, как селекция и семеноводство, племенное дело, защита растений,
проведение мелиоративных, ветеринарных, фитосанитарных и других мероприятий.
Совместный
интерес может представлять инвестирование наиболее перспективных программ и
проектов, предусматривающих увеличение производства зерна, мясомолочной и
другой сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Децентрализованная
поддержка предполагает при рассмотрении конкретных программ общего аграрного
рынка принятие каждой страной на себя обязательств по финансированию на
согласованных условиях тех или иных мероприятий с последующим представлением
отчета в орган управления целевой программой. Консолидированная сумма,
выделенная для этих целей, составит расходы общего аграрного рынка на
выполнение программы.
Таким
образом, экономический механизм аграрной политики государств-участников СНГ
направлен на согласование ценовой, бюджетной, налоговой, кредитной политики,
системы страхования в АПК. Общий аграрный рынок СНГ имеет около 20 сегментов,
связанных с производством и реализацией определенных видов
сельскохозяйственного сырья и конечных продуктов его переработки. Наиболее
крупными по размерам товарооборота являются рынки зерна, сахара, маслосемян,
овощей, картофеля, фруктов, винограда, мяса, молока и другие.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
|