Другое : О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
О совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
О
совершенствовании учетно-информационной инфраструктуры менеджмента
Е.Б. Свердлина, Омский государственный
университет, кафедра финансов и кредита
Процесс управления предприятием неразрывно связан со сбором,
переработкой и выдачей информации, которая одновременно является предметом и продуктом
управленческого труда, а соответственно система сбора, хранения и преобразования
информации - важнейшим элементом системы управления.
Для реализации разнообразных целей управления используется
информация из учетных и внеучетных источников. Однако ведущая роль сохраняется за
учетной информацией. Данный приоритет определяется тем, что бухгалтерский учет,
функционируя и охватывая процессы производства, обращения и распределения продукции,
формирует полную информацию о кругообороте средств. В учете и контроле формируются
информационные потоки обратной связи. Следовательно, назначение указанных функций
состоит в организации информации таким образом, чтобы наиболее точно можно было
оценить реальное состояние управляемых процессов в сравнении с ожидаемым и принять
оптимальное регулирующее воздействие.
В управленческом аспекте учет выполняет две подфункции:
- информационно-образующую (формирование необходимой для
управления информации и ее смысловых блоков);
- обоснования управленческих решений (увязка цели управленческого
воздействия с факторами и условиями ее реализации).
Современный кризис российской экономики - это не только
кризис макроэкономической политики. Сложился парадокс: отечественные предприятия,
получив значительную экономическую свободу, не могут ею распорядиться. Точнее, не
могут принять своевременные и качественные управленческие решения, главным образом,
в силу нехватки, недостаточной оперативности и несовершенства методов и средств
обработки требуемой учетной информации. В результате управляемость внутри современных
организаций значительно снизилась, и одной из главных причин этой тенденции является
отсутствие эффективной системы учетно-информационной поддержки управления. Исследование
информационных систем предприятий свидетельствует, что 40-50% всей информации является
избыточной в информационном потоке и в то же время в учете отсутствует около
50% необходимой информации для управления, а принятие решений чаще базируется на
интуиции, чем на точной и объективной информации. Даже на тех предприятиях, где
установлено большое число компьютеров, сетевое оборудование, современное программное
обеспечение зачастую до 80% управленческих процессов не имеют информационной поддержки
([1], с.26).
В теоретическом плане проблему учетно-информационного обеспечения
управления нельзя считать новой. Ее исследовали многие отечественные ученые: А.Ф.
Аксененко, Н.Т. Белуха, П.С. Безруких, Э.К. Гильде, В.Н. Ерофеева, В.Б. Ивашкевич,
К.Н. Нарибаев, А.С. Наринский, В.Ф. Палий, Я.В. Соколов, Н.Т. Чумаченко, А.А. Шапошников
и др. Этот вопрос традиционно в составе учетной проблематики рассматривался зарубежными
авторами, среди которых Р.Энтони, Дж.Рис, К.Друри, Ч.Т.Хорнгрен, Дж.Фостер, Б.Нидлз,
Х.Андерсон, Д.Колдуэлл, М.Х.Мескон и др. Уместно будет отметить, что еще в конце
XIX в. именно русские ученые с мировым именем: Ф.В. Езерский, С.А. Сметанин, Э.Э.
Фельдгаузен, А.М. Галаган и другие - заложили основы управленческой бухгалтерии.
К примеру, Э.Э. Фельдгаузен на рубеже веков предвосхитил в своих трудах идеи стандарт-
и директ-костинга, которые за последние 30-40 лет обрели абсолютное лидерство на
Западе.
Однако в течение достаточно длительного периода директивного
планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли
по учетно-информационному обеспечению управления не были востребованы на практике.
Хозяйственные решения принимались вышестоящими органами, что не требовало от предприятий
совершенствования их информационной основы. За это время экономически развитые страны
ушли вперед в развитии и использовании новейших информационных технологий учета
и менеджмента в целом. Ими достигнут качественно новый уровень, обеспечивающий информационную
поддержку принятия управленческих решений в режиме реального времени.
Таким образом, низкая эффективность менеджмента на российских
предприятиях актуализирует необходимость формирования концепции учетно-информационной
инфраструктуры предприятия, адекватной новым экономическим условиям. Однако она
не должна слепо копировать американскую или западноевропейскую модели. Необходимо
сочетание прогрессивной учетной методологии с особенностями российской практики
счетоводства и зарубежными достижениями в области технологий обработки экономической
информации.
Определение учетной информационной системы в обобщенном
виде дали В.Ф. Палий и Я.В. Соколов: "Информационное обеспечение есть динамическая
система получения, оценки, хранения и переработки данных, созданная в целях выработки
управленческих решений" ([2], с.154). Основываясь на приведенном определении,
можно выделить основные аспекты реформирования учетно-информационной структуры предприятия:
1. Программно-технический (среда и средства автоматизированной
обработки экономической информации);
2. Организационный (система управления, иерархия уровней,
цели, интеграция функций управления, программно-целевой подход);
3. Учетно-методологический.
Изучение опыта постановки регулярного менеджмента на зарубежных
и некоторых российских предприятиях показывает, что наиболее благоприятную программную,
организационную и техническую среду для так называемого реинжиниринга создают современные
системы комплексного автоматизированного управления организацией типа SAP (R/2,
R/3), Oracle, Application, JD Edvards, BAAN Triton, SSA/BPCS, построенные на основе
сочетания принципов централизованной и децентрализованной обработки информации.
Информационная система учета реализуется в них как модуль в составе интегрированной
гипербазы организации. Поэтому с точки зрения теории информационных систем этот
модуль подчиняется общим требованиям, таким, как: типизация процессов, происходящих
на предприятии; однократность ввода и многократность использования информации; рационализация
документооборота и каналов обмена информацией; организация единой системы хранения
и поиска информации; стандартизованный формат представления данных (удобный пользовательский
интерфейс); стандартизация процедур ввода, корректировки, получения информации.
В отличие от программно-технического учетно-методологический
и организационный аспекты не могут рассматриваться общетеоретически. Учетно-информационная
инфраструктура формируется под влиянием тех же факторов, что и сам контур управления,
т. е. в определенной степени является уникальной, определяемой сочетанием экономических,
юридических, организационных, технико-технологических и других факторов. Вот почему
рассмотрение данных аспектов переходит, как правило, в плоскость прикладных исследований.
Тем не менее, можно сформулировать следующие общие требования:
Ориентация учета на цели управления организацией.
Интеграция видов учета, функций и уровней управления.
В контексте указанных требований нами проведено исследование
учетно-информационного обеспечения управления себестоимостью в энергоснабжающих
организациях. Следует отметить, что показатель себестоимости традиционно находится
в центре проблематики информационно-управленческих аспектов учета, а для энергопредприятий
имеет исключительно важное значение, так как является основным оценочным показателем
и одновременно единственным, по существу, фактором увеличения прибыли в условиях
государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Характеристика информационных моделей (учетных задач)
управления себестоимостью энергоснабжения
Цель системы управления себестоимостью
энергии
|
Информационная Библиотека
для Вас!
|