рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Другое > О правилах смены темы в спонтанном диалоге

Другое : О правилах смены темы в спонтанном диалоге

О правилах смены темы в спонтанном диалоге

О правилах смены темы в спонтанном диалоге

И. В. Микута

Тематическое развитие спонтанного диалога не дано заранее, и поэтому говорящий в принципе может ввести в разговор любую, возникшую у него по свободной ассоциации тему. Однако сделать это он может не в любой момент, а лишь подчиняясь определенным правилам. Эти правила не носят строго прескрипционный характер, но следование им обеспечивает успешную смену темы.

В диалоге не принято вводить в каждом речевом ходе (РХ) [1] новую тему, оставляя прежнюю без обсуждения. Следовательно, сменить тему говорящий может только после некоторого минимального обсуждения предшествующей, в так называемый переходный момент. Минимальное РВ представляет собой триаду, и поэтому говорящий может попробовать сменить тему уже на третьем-четвертом РХ. Переходный момент наступает, когда реактивная иллокутивная сила непервого РХ, который обладает как инициативной так и реактивной иллокутивными силами, начинает преобладать над его инициативной силой или же та полностью отсутствует.

На протяжении РВ (если оно состоит из более чем трех РХ) переходных моментов может быть несколько. Большинство из них никак не маркированы и обычно осознаются как переходные только одним говорящим, тем, у кого уже родилась мысль о новом предмете речи.

Если же оба собеседника испытывают желание завершить обсуждение текущей темы (даже если ни у одного из них еще нет четкого представления о новом предмете речи), то в этом случае наступление переходного момента находит свое выражение в формальных показателях завершения РВ - так называемых сигналах завершения РВ.

Завершающий РХ, обладающий только реактивной иллокутивной силой, представляет собой оценку успешности завершенности всего РВ. В дружеской беседе предложение одного из партнеров о завершении РВ должно получить поддержку второго собеседника. Поэтому в конце РВ мы нередко наблюдаем несколько реактивных РХ, принадлежащих разным собеседникам.

Рассмотрим теперь, какими способами собеседники могут выразить свое намерение завершить РВ, иначе говоря, какие элементы включают в себя финальные РХ.

Беседа двух молодых людей начинается с вопроса Н, в котором вводится тема первого РВ - современная мода.

/1/ H - Alors je vais te poser une première question qu'est-ce que tu penses de la mode actuelle ...

F - ... je sais pas moi mais on voit beaucoup de gens par exame qui sont habillés de la meme façon c'est donc qu'i suivent une mode

H - ah oui bien sur

F - je crois

H - d'accord

F - je retourne la question... (DLC, 377)

После некоторого обсуждения этой темы в репликах F, Н подводит итог состоявшемуся РВ. Его завершающий РХ содержит оценку РВ - ah oui, bien sur. После этого уже можно было переходить к следующему РВ, но F продолжает текущее взаимодействие репликой je crois, еще раз подчерки-вающей субъективность изложенного, что побуждает Н вновь выразить согласие d'accord. Только после этого РВ завершается и F начинает новое, симметричное первому РВ - je retourne la question.

Слова и обороты, выражающие согласие, - oui, bien sur, d'accord и т.п. - в финальных РХ становятся маркерами завершения РВ и служат выражению не столько согласия с мыслями собеседника, сколько согласия с самим речевым ходом партнера и предложением завершить обсуждение темы и перейти к новой [2].

Кроме маркеров завершения, предложение закончить обсуждение текущей темы может выражаться и повтором говорящим 2 последней реплики говорящего 1 или ее части.

/2/ B - Et toi, comment et où est-ce que tu habitais?

A - Mais moi j'habitais tout pr?s de la Sorbonne ... Mais l? je travaillais dans une bo?te

B - Ah tu travaillais d?j? dans une bo?te ...

A - Oui je travaillais euh comme pionne ...

B - Ah toi aussi tu faisais la surveillance ...

A - En banlieue, oui. Et alors l? euh ... l? je travaillais vraiment beaucoup parce que j'?tais... en plus euh toute la journ?e je restais chez moi ... je travaillais pour moi.

B - Bon, quand est-ce que tu venais ? la surveillance alors? le soir?

A - Ben, la surveillance je la faisais le soir, j'?tais pionne d'internat.

B - Ah oui d'accord, tu ?tais ma?tre ... ma?tre d'exter ... d'internat.

A - D'internat, ben ?a va.

B - D'accord. Et mm ... les vacances qu-est-ce que tu ... comment tu les passais?

A - Ah bon, les vacances ... pf ... ?a d?pendait ... (Б. 38)

РВ информативно завершается речевым ходом А - Ben, la surveillance je la faisais le soir, j'étais pionne d'internat. Следующие за ним реплики обоих собеседников ничего нового уже не добавляют, а лишь многократно выражают положительную оценку завершенности РВ: при помощи маркеров завершения (ah oui, d'accord) или повторов реплик партнера - В - tu étais maitre ... d'internat ... A - D'internat ben ça va.

Сигналом завершения РВ, кроме маркеров и повторов, может служить и резюмирующий РХ одного из говорящих, который обобщает содержание всего РВ, подводит ему итог, как например в следующем случае.

/3/ A - Bonjour, ça va? Ou plutot on dirait qu'ça va pas.

B - Bonjour, Ah! Mais si ça va ... ça va comme un vieux, ça ça s'déglingue de partout, mais tu verras, on ...

A - Tu parles!

B - s'habitue. On s'habitue ahahah! On n'arrete pas d's'habituer ahahah! Y a pas longtemps qu't'es rentré? d'Londres? (A-L, 71)

Последняя реплика В состоит из двух РХ, первый из которых резюмирует все РВ (On n'arrete pas d's'habituer)? а второй является инициативным РХ следующего РВ.

В рассмотренных нами случаях сигналы о завершении РВ исходили не от того, кто выполнял роль говорящего в последнем содержательном РХ, а от его партнера. Но иногда и сам говорящий, не дожидаясь реакции собеседника, может продемонстрировать ему свое желание переменить тему. В этом случае он прибегает к повтору части или всего своего последнего высказывания, завершающим частицам - quoi, voilà, bon, bref, disons и т.п. Об окончании РХ могут свидетельствовать также и заполненные паузы, за которыми следуют незаполненные.

Завершение РВ является предметом "сделки", договора собеседников, поэтому и в том и в другом случае - исходят ли сигналы завершения от говорящего 1 или 2 - необходимо получить согласие партнера на завершение РВ.

В идеале смена темы (переход от одного РВ к другому) выглядит следующим образом:  

Говорящий 1

сигнал завершения РВ

(см. пример 1)





Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.