Другое : О формировании правового государства в России
О формировании правового государства в России
О формировании правового государства в России
В
нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали
влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге
о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е.Десницкого в «Представлении об
учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской
империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М.Сперанского, а также
революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М.
Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В
одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти
в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о
республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных
делах.
Более
целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили
в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии
твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство,
ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению
государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и
свобод призывал Н. М. Коркунов. «Право,— писал Б. А. Кистяковский,— должно
действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические
направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему
существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное
положение по отношению к тем или другим партиям — это значит извращать его
природу».
Важно
подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи (Н. И.
Палиенко, С. А. Котляревский и т. д.) связывали будущее своей страны с идеями
конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового
государства, которое предполагает господство права во всех сферах
государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие
подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области
политической, в отношениях граждан с государственной властью.
Конституционализм
как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь
развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в.,
была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами.
При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был
принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией
России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании
государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные
законы от 23 апреля 1906 г.
С
принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной
императорской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний
и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок
утверждения представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового
государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране,
отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно
считать лишь шагом к государству правовому. Оно «так же далеко не сказало еще
своего последнего слова, как и само право, господство которого оно гарантирует
и поддержание которого оно совершенствует в интересах развития человеческого
общества».
Таким
образом, несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку,
слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи
правовой государственности неуклонно Пробивали себе путь в российском
политическом и культурном бездорожье.
После
Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался
период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые
советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами
юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и
справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и
могут стать реальностью именно в таких условиях. Еще до революционных бурь
видные теоретики права Б. А. Кистяков-ский и П. И. Новгородцев говорили о
возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией
общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с
конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система,
право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера,
теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной
для социализма.
Процесс
возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и
интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый
ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация
однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12
декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении
подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации
идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и
новизной, и преемственностью.
Новизна
его состоите том, что: а) принята Конституция совершенно нового суверенного
государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР; б) Конституция
принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и
легитимном характере; в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве
правового и социального государства.
Преемственность
же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея. правового
государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и
официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в
Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается
тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и
Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность
юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости,
широкий диапазон прав и свобод человека).
Для
России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и
быстрым. Причин тому много.
Во-первых,
гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура
аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения
безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от
сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому
же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых,
экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения
здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость
процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса
собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов
социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и
т.д.
В-третьих,
налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно:
нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая
неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой
социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения
властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих
в частности.
В-четвертых,
до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие
противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов
и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более
сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения,
внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования
устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового
самосознания. Все изложенное свидетельствует о следующем. 1. Идея правового
государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть
подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего
правовые и государственные учреждения в процессе развития своей
интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и
социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
2.
Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом
измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем
развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен
временем и людьми.
3.
Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,— процесс
сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых
границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени
необратим.
4.
Возникновение и эволюция идеи правового государства — процессы реальные и
познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают
соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в
конкретной стране и на планете в целом.
5.
Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных
бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее
число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим
человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной
власти. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма
и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru
|