Другое : Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность
Музыкальная культура раннего средневековья. Лад и тональность
РЕФЕРАТ
на
тему:
Музыкальная
культура раннего средневековья. Лад и тональность
Музыкальная культура раннего
средневековья
Для развития всей европейской культуры переход
от античности к средневековью был колоссальным переломом глубокого исторического
значения. Каковы бы ни были культурные, идеологические связи между поздней
античностью и началом средневековья, культура античного мира в ее типичных,
высоких образцах и определяющаяся культура раннего средневековья принципиально
отличны. Творчество греческих трагиков - и произведения христиан-писателей,
создания античных скульпторов и росписи христианских базилик. В одном случае -
глубокий жизненный драматизм, питаемый горячей любовью ко всем проявлениям
человека, в другом - дидактическое отрицание всех ценностей земной жизни.
Переход от античности к средневековью был
переходом к новой социально-экономической формации, к феодализму.
Поскольку Рим в начале н.э. (1-2вв.)
сосредоточил по своей властью огромную территорию, сфера античных влияний могла
к этому времени стать достаточно широкой, но по той же причине сама
позднеантичная культура вобрала в себя самые разнообразные культурные
слагаемые. Значение Рима для новой культуры было надолго подорвано. Все же не
связи с античностью, а отличия от нее выступают на первый план в начале новой
эпохи.
Средневековье развивалось из совершенно
примитивного состояния - пишет Энгельс - оно стерло с лица земли древнюю
цивилизацию…и начало во всем с самого начала. Единственное что средневековье
взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько
полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Как следствие,
образование приняло преимущественно богословный характер. Политика и
юриспруденция, как и все остальные науки, превратились в простые отрасли
богословия.
С одной стороны существовало церковное
профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны, а с
другой - развивалось народное, местное искусство, постепенно проникавшее в
церковное искусство. Таким образом, признавалась церковью и фиксировалась лишь
одна область средневекового искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по
позднейшим памятникам.
Христианская музыкальная культура
распространялась вместе с христианством с Востока, из эллинистической Иудеи.
Истоки ранне-христианского музыкального искусства уходят к древнееврейской,
синагогальной псалмодии, к старинным сирийским, коптским напевам.
Псалмодирование было одним из новых элементов
христианской музыкальной культуры. Но еще более важным оказалось влияние мелизматических
стилей Сирии и Египта на христианское искусство.
С Востока ведут свое происхождение такие древние
исполнительские приемы христианского пения, как антифон (противопоставление
двух хоровых групп) и респонзорий (пение соло и «ответы» хора). Антифон был
известен в Александрии уже в 1в.; его вводила в обычай христианская секта
терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в. он стал
обычным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже миланскому
епископу Амвросию (4в.).
Наряду с определенным стилем псалмодирования
очень рано возникает и другой вид христианской музыки - гимны (псалмы). В
противоположность псалмодии, свободной от собственно музыкальных
закономерностей, гимны представляли собой музыкально-поэтические произведения,
подчиняющиеся в своем развитии именно музыкальным основам. Гимны исполнялись
как ритмически организованные, структурно завершенные мелодии, связанные с
поэтическим стихотворным текстом. Расцвет христианского гимнотворчества
относится к 4в., когда христианство приобретает смысл государственной религии.
Гимны распеваются в еретических сектах, а с другой стороны вводятся в церковь.
Крупнейшими создателями гимнов в 4в. были Арий - в Александрии, Ефрем Сирин - в
Сирии, Иларий из Пуатье - в Галии, епископ Амвросий - в Милане, а затем его
ученики Августин и Пруденций. Многие напевы гимнов были признаны церковью и
частично вошли в грегорианский антифонарий.
В 4в. христианская церковь знала также
мелизматическое сольное пение. Здесь певцу предоставлялась свобода
импровизации. На одно слово “alleluja” приходились обширные мелодические
пассажи. Это были просто радостные, экстатические возгласы певцов. Отсюда
возникло и название мелизматических песнопений - «юбиляция» («восхваления»).
Лад и Тональность
Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения
звуков гаммы:
Слоговые
обозначения
|
До
|
Ре
|
Ми
|
Фа
|
Соль
|
Ля
|
Си
|
Сиb
|
Буквенные
обозначения
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
A
|
H*
|
B*
|
Тринскрипция
|
[цэ]
|
[дэ]
|
[е]
|
[эф]
|
[гэ]
|
[а]
|
[ха]
|
[бэ]
|
В американской системе буквенной нотации для
обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb
Другие
обозначения
|
мажор
|
минор
|
диез
(#)
|
бемоль
(b)
|
дубль-бемоль
(x)
|
дубль-диез
(bb)
|
Буквенные
|
Dur*
|
moll*
|
is**
|
es**
|
isis**
|
eses**
|
Транcкрипция
|
[дур]
|
[моль]
|
[ис]
|
[эс]
|
[исис]
|
[эсэс]
|
При обозначении названий тональностей иногда не
пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой
буквой: A-Dur = A, c-moll = c **При образовании названий нот окончание
присоединяется к названию ноты, например: C + is = Cis (До-диез), D + es = Des
(Ре-бемоль). Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B
Лады
Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и
неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой. В европейской культуре
наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам.
Эти лады могут быть постоены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.
· Мажорный лад (мажор):
тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие
· Минорный лад (минор):
тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в
рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и
минора
· Гармонический
· Мажор гармонический - понижается VI
ступень (VIb) Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)
· Мелодический
· Мажор мелодический - понижаются VI и
VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и
VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются
ступени натурального минора.
Тональность - это высота лада.
Какие бывают тональности:
· одноименные (имеющие общую Тонику):
До-мажор и до-минор
· параллельные (имеющие одинаковое
количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор
· энгармонически равные (одинаковые по
высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
· родственные тональности
(тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного
лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и
минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
1. ионийский = мажор
2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
3. фригийский = минор + bII (низкая II)
4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая
VII)
6. эолийский = минору
7. локрийский (гипофригийский) = минор +
bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки -
это построить их подряд от всех нот До-мажора:
Особые лады
Пентатоника - пятиступенный лад в котором отсутствуют
полутона. В мажоре - без IV и VII ступеней В миноре - без II и VI ступеней
Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма
состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков
октавы фортепиано).
Правила построения хроматической гаммы: Мажор
вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается Мажор
вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), VI повышается Минор
вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается Минор
вниз - также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый,
только количество знаков изменяется в разных тональностях. Например, в
Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#
Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе
(ключевые знаки - действуют на все произведение), либо появляться эпизодически
(случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация - это усиление тяготения в данном
ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или
понижением) к устойчивым.
Хроматизм - это изменение высоты звуков,
противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации - изменяют высоту звука:
· Диез (#) - повышает звук на пол тона
· Бемоль (b) - понижает звук на пол
тона
· Дубль-диез (x) - повышает звук на
тон
· Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на
тон
· Бекар () - отменяет предыдущие знаки
альтерации
Способы облегчения определения и запоминания
тональностей:
Диезные тональности - последний ключевой знак
будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью. Бемольные тональности -
предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
Также, хорошую подсказку дает Градусник
тональностей:
Заключение
В чем заключается сущность музыки? Если
содержательное ядро духовной культуры составляют ценности человеческого духа,
то музыка есть интонационный способ существования этих ценностей (Л.Закс). По
определению Б.В.Асафьева, музыка - это искусство интонируемого смысла,
поскольку природа музыки не столько звуковая (звук как акустическое, физическое
явление), сколько интонационная - от тона, интонации человеческой речи, несущей
смысл, мысль. “Интонация в музыке, - как пишет В.Н.Холопова, - есть
выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковой форме и функционирующее
при участии музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций.”
Музыка как часть духовной культуры содержит
ценности человеческого духа. Соответственно классической триаде высших
ценностей, определившихся в эстетике XVIII века, таких как: истина, добро,
красота, можно выявить три основных группы общечеловеческих ценностей,
выраженных в музыке: мировоззренческие, этические, эстетические. Представление
о том, что у каждого большого художника или целого художественного направления
есть свой ценностный стержень, позволяет лучше понять мир музыки.
Как известно, музыкальное искусство относится к
наиболее чувственным среди искусств. Оно оказывает сильное эмоциональное
воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью
вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не
затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмичного движения
тела, с другой - разряжает, способствует очищению, катарсису, успокоению и
умиротворению.
Однако у музыки есть свой парадокс. Он
заключается в том, что приоритет чувственного начала в музыке (известны
высказывания: музыка нужна нам для души; “там, где кончаются слова, начинается
музыка”) существует антиномно с противоположной точкой зрения: “по традиции,
идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным абстрактным искусством -
художественным эквивалентом философии и математики” (Т.В.Чередниченко).
Гармония распознает гармонию, и когда
человеческая душа возвратит свое истинное достояние, она не только услышит
небесный хор, но и присоединится в вечном гимне к Вечному Добру,
контролирующему бесконечное число частей Бытия. Греческие Мистерии включали в
себя доктрину соотношения, существующего между музыкой и формой. Элементы
архитектуры, например, должны были быть совместимыми с музыкальными нотами и
тонами или же имели музыкальные аналогии. Следовательно, когда воздвигалось
здание, в котором комбинировались эти элементы, само здание уподоблялось
музыкальной струне, которая является гармоничной только в том случае, когда она
полностью удовлетворяет математическим требованиям гармонических интервалов.
Реализация этой аналогии привела Гете к мысли о том, что "архитектура есть
онемевшая музыка".
Литература
1.
Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г
2.
Гуманитарно-творческое образование в России и США // Российско-американские
отношения в условиях глобализации: Сб. статей. М., 2005. С. 73-80;
3.
Власть музыки в музыке власти. Социально-психологические основы восприятия
музыкальных паттернов государственного гимна (методические записки для
музыковедов) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве:
Сб. статей. Ростов-на-Дону, 2005. С. 153-163;
|