Другое : Легализация преступных доходов
Легализация преступных доходов
Легализация преступных доходов
Сергей Веряскин
До
сих пор пренебрегаете методами проверки своих клиентов? Игнорируете средства
индивидуальной защиты и совсем не разбираетесь в деловых связях? Тогда мы идём
к вам! Наверное, именно так и говорят все нечистые на руку личности, остро
нуждающиеся в “большой стирке” своих денежных средств и финансовой репутации.
Легализация,
как экономическая и юридическая категория появилась в 20 веке, ещё задолго до
того, как о ней в качестве проблемы заговорили на международном уровне. Но
только в нынешнем столетии она предстала перед мировой общественностью как
абсолютное социальное зло, способное нанести непоправимый урон существующим
отношениям, как в отдельных государствах, так и в рамках всей политической
карты мира.
Способы легализации.
Среди
всех прочих доходных промыслов воровство из бюджетных закромов и карманов
граждан является самым выгодным. Как и любое другое финансовое мероприятие,
воровство нуждается в хорошо развитой инфраструктуре. Поэтому вторым по
рентабельности бизнесом считается деятельность по легализации преступных
доходов. Сеть коммерческих банков, страховых фондов, политических деятелей и
благотворительных организаций призвана стать надёжным и сговорчивым подспорьем
в этом нелёгком ремесле. И это только вершина айсберга. На самом деле форм и
способов отмыть чужие средства существует несчитанное количество. Примерно
столько же по всему миру разбросано и “мойдодыров”, чей общий годовой доход
измеряется триллионами долларов.
Самым
надёжным и десятилетиями проверенным способом легализации преступных средств,
по крайней мере, в нашей стране, является отмывание через вновь созданные
фирмы, срок жизни которых – день, да ещё чуть-чуть. Схема до гениальности
проста: регистрируется какое-нибудь ООО “Умывальник”, занятое на почве оказания
платных услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территории. На
его счёт переводится некоторая сумма от другого общества, которая потом
превращается в наличность, а “Мойдодыр”, посчитав свою миссию выполненной,
ликвидируется.
Другая
распространённая схема легализации состоит в использовании поставных
организаций. Допустим, существует некое государственное предприятие “А”,
руководителем которого является гражданин Петров, на той же улице, через дом
располагается общество “Б”, принадлежащее гражданину Таджикистана, приехавшего
в Россию на заработки. Общество “А” делает заказ обществу “Б” на приобретение
каких-либо товаров, чья цена в разы превосходит среднерыночную, и деньги
переводятся на счёт общества “Б”, откуда затем следуют в личный карман Петрова.
Возможен
и вариант с привлечением к “делу” различного рода нелегалов – иммигрантов,
беженцев, вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Как правило, в ход идут
паспорта нелегалов, позволяя открывать на имя кредитные счета или
регистрировать “теневые” фирмы.
Более
“демократичный” подход используют благотворительные организации. В этой сфере
“отмываются” куда более крупные состояния, причём с меньшим риском. Дело в том,
что в качестве благотворительных могут быть представлены какие угодно цели.
Руководство небезызвестной общественной организации “Открытая Россия”,
например, под благотворительностью понимало выплату заработных плат своим
сотрудникам и организацию всякого рода “агитационных акций” в поддержку
“молодой российской демократии”. Другой вариант незаконного использования
благотворительных организаций представляет собой ещё большую опасность и состоит
в совершении денежных переводов между террористическими и экстремистскими
организациями. Такая схема возможна, например, в том случае, если одна и та же
благотворительная организация имеет свои представительства и филиалы сразу в
нескольких государствах и налицо злоупотребление со стороны руководства или
рядовых сотрудников.
Многочисленные
страховые фонды в силу их размеров, широкой доступности и многообразия
страховых продуктов также довольно часто используются в целях легализации. По
данным ФАТФ (Международной Комиссии по борьбе с отмыванием) именно страховая
деятельность является самой слабой и уязвимой с точки зрения отмывания
преступных капиталов. Простейший пример: в подставную страховую компанию
приходит руководитель фирмы и просит застраховать на кругленькую сумму всё его
имущество. При этом в качестве страховых указываются такие риски, как
“глобальное потепление”, “мировые войны”, “революции” и прочее, во что “верится
с трудом”. Затем, переданная страховая премия уже на вполне законных основаниях
отправляется в зарубежный банк, либо крупную страховую организацию.
Но,
безусловно, главными “прачечными”, через которые проходят основные потоки
украденных капиталов были и остаются коммерческие банки. Собственно, банки в
конечном итоге и венчают весь процесс легализации. Отмывание может начаться на
стадии организации фирмы-однодневки, пройти ряд этапов, но закончится она
именно обналичиванием денежных средств в банковском учреждении. Все схемы
отмывания доходов через банковские структуры можно условно разделить на две
категории – простые и сложные. Вариант простой схемы: в банк приходит гражданин
и просит перевести энную денежную сумму на счёт какой-нибудь “липовой” фирмы,
продающей консервированный горный воздух. Вариант сложной схемы. Какая-либо крупная
фирма целенаправленно устраивает судебную тяжбу с другой крупной фирмой. В ходе
судебного разбирательства правление принимает решение о привлечении к делу
группы лучших тире высокооплачиваемых зарубежных адвокатов, на банковский счёт
которых поступает сумма, которая впоследствии распределяется между участниками
схемы.
Разумеется,
подобная “кипучая” деятельность не может остаться незамеченной государством, в
меру своих сил противодействующим стараниям теневых воротил. В немалой степени
делу борьбы с легализацией способствуют сами граждане и организации,
направляющие в контрольные органы информацию о фактах совершения подозрительных
финансовых операций. По данным, опубликованным в отчёте Федеральной службы по
финансовому мониторингу РФ, в 2006 году база данных службы ежедневно
пополнялась на 25-30 тысяч таких сообщений.
Кто борется с легализацией.
На
сегодняшний день почти, что в каждой индустриально-развитой стране действуют
отдельный нормативный акт о противодействии легализации преступных доходов, а
также специализированные органы, наделённые полномочиями отслеживать и
проверять природу денежных средств граждан и организаций на банковских счетах.
На международном уровне общее руководство деятельностью различных государств по
противодействию легализации осуществляет Международная Комиссия по борьбе с
отмыванием, более известная в нашей стране, как ФАТФ. Решение о необходимости
создания ФАТФ было принято на саммите Большой семерки в Париже в 1989 году. На
настоящий день в ФАТФ входят 33 члена, 31 из которых составляют
государства-участники. Также в состав комиссии на постоянной основе входят
также и Европейская комиссия и Совет сотрудничества Персидского залива, и
порядка 20 наблюдателей. Именно эта организация является на сегодняшний день
локомотивом в борьбе с “грязными” финансами, их владельцами, а также условиями,
способствующими развитию легализации преступных доходов. ФАТФ также составляет
чёрный список государств (NCCT list) в той или иной степени отказывающихся
сотрудничать по вопросам легализации. Россия была исключена из списка в октябре
2003, а принята в состав ФАТФ в середине 2003 года. В России деятельность по
координации борьбы с отмыванием осуществляет Федеральная служба по финансовому
мониторингу, которая является составной частью государственного аппарата и по
своему правовому статусу относится к федеральным органам исполнительной власти.
Банки обязаны знать клиентов “в лицо”.
Государство
в лице Центробанка и Федеральной службы по финансовому мониторингу продолжает
завинчивать гайки в сфере банковского обслуживания граждан и организаций. Одним
из пунктов стратегии российского банковского сектора отмечается необходимость
усиления контроля за результатами применяемых кредитными организациями правил и
процедур внутреннего контроля, направленных на противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем. При этом выявление неоднократного
нарушения положений закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (закон № 115), как
сообщается в информационном письме ФСФМ, немедленно приведёт к отзыву лицензии
у кредитного учреждения. С мая 2004 года, когда за “отмывание” был закрыт
Содбизнесбанк, со своей лицензией уже распрощались более 80 учреждений. В связи
с этим банкам следует быть осмотрительнее в отношениях со своими клиентами.
Осмотрительность,
прежде всего, должна проявляться в отношении самих клиентов – установления их
личности, деловой репутации и финансового положения. Для этого могут быть
использованы документы, подтверждающие личность (паспорта, удостоверения,
водительские права и так далее), а также статусное положение организаций
(уставные, учредительные документы), первичная документация и информация,
полученная путём запроса из достоверных источников. Если клиентом банка
является организация, то необходимо истребование данных о том, кому (сколько
человек и какова доля участия каждого из них) принадлежит право собственности
на имущество организации и кому она, в конечном счете, подконтрольна.
Открытие
и ведение анонимных банковских счетов, или счетов, открываемых на явно
вымышленное имя, не допускается. Следует помнить, что не все клиенты банков
подлежат обязательной проверке. В первую очередь это касается подозрительных
лиц или организаций, чья деятельность не отвечает принципу прозрачности, а
также клиентов, совершающих сделки на сумму 600 тысяч рублей и выше. В том
случае, когда кредитная организация подозревает или имеет разумные основания
подозревать, что средства клиента являются доходом от преступной деятельности
или связаны с финансированием терроризма, ею должны быть предприняты действия
по оповещению финансовой разведки.
Следующее,
на что стоит обратить внимание – это смысл сотрудничества клиента с банком, то
есть цель и характер совершаемых операций. Операции должны обладать
общепонятным смыслом и быть “прозрачными”. Перечень операций подлежащих
обязательному контролю приведён в статье 6 Закона № 115. В частности, об
открытии вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в
наличной форме и о переводе денежных средств за границу на счет, открытый на
анонимного владельца банки должны уведомлять Росфинмониторинг в тот же, или
следующий за ним рабочий день.
Когда
в банк обращается государственный или политический деятель, это возлагает на
кредитное учреждение ряд дополнительных обязательств по его проверке. Так
должна быть произведена не только идентификация его личности, но также и
идентификация на основании политических документов. После процедуры
идентификации принимаются меры по установлению сведений, содержащих информацию
о доходах политического деятеля, их совокупных размерах, общем благосостоянии и
источниках его формирования. Кроме того, перед тем, как вступать в деловые
отношения с клиентами, являющимися политическими деятелями, сотрудникам
кредитного учреждения требуется запросить и получить соответствующее разрешение
старшего руководства учреждения.
Во
всех случаях, когда возможность всесторонней и объективной проверки
обратившихся в банк лиц отсутствует, кредитным учреждениям строго рекомендуется
прекратить всякие отношения с такими клиентами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru/
|