Другое : Концертмейстерский класс
Концертмейстерский класс
ПРОГРАММА
По предмету
"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"
1. Цель и задачи
дисциплины
Цель дисциплины - воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля,
обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной
литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.
Задачи дисциплины
- развитие музыкальных способностей,
мышления, воображения;
- формирование концертмейстерских
умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и
транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по
слуху);
- развитие самостоятельности во всех
видах концертмейстерской работы;
- накопление концертмейстерского
репертуара для работы с детьми;
·
формирование готовности к практической деятельности в школе.
Формирование концертмейстерских
навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в
структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в
фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.
Рекомендуется проходить ансамбль на
всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра
одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного
экзамена по музыкальному инструменту.
2. Требования к уровню
освоения содержания дисциплины
При подготовке специалиста
необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:
- аккомпанирование солисту,
ансамблю, хору;
- транспонирование, творческое обращение
с нотным текстом;
- объединение аккомпанемента с
партией солиста;
- подбор по слуху мелодий и
аккомпанементов к ним;
кроме того, специальным
концертмейстерским (педагогическим) умениям:
- управление при аккомпанировании
детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;
- исполнение-показ классу или
солисту нового произведения с одновременным пением;
- разучивание нового произведения с
солистом, хором-классом;
·
самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.
3. Объем дисциплины и
виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
140
|
5
|
Аудиторные занятия
|
30
|
30
|
Лекции
|
-
|
-
|
Практические занятия
|
30
|
30
|
Семинары
|
-
|
-
|
Лабораторные работы
|
-
|
-
|
И (или) другие виды аудиторных занятий
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа
|
110
|
110
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
Реферат
|
-
|
-
|
И (или другие виды самостоятельной работы)
|
-
|
-
|
Вид итогового контроля (экзамен, зачет)
|
экзамен
|
Э
|
4. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины по
ГОС
Музыкально-исполнительские навыки
аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох,
композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных
произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной
партитурой.
Содержание, композиционная
структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста,
связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование
Тематический план дисциплины
№ п/п
|
Разделы и темы дисциплины
|
Практические, семинарские занятия
(ч.)
|
Самостоятельная работа (ч.)
|
1.
|
Элементы концертмейстерской работы
|
4
|
12
|
2.
|
Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним
|
6
|
14
|
3.
|
Произведения школьного репертуара: пение под собственный
аккомпанемент
|
4
|
14
|
4.
|
Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений
|
3
|
14
|
5.
|
Чтение с листа и транспонирование
|
3
|
14
|
6.
|
Подбор по слуху
|
4
|
14
|
7.
|
Навыки концертного исполнительства
|
4
|
14
|
8.
|
Игра в ансамбле
|
2
|
14
|
ИТОГО
|
30
|
110
|
Содержание разделов
дисциплины
1. Элементы
концертмейстерской работы
Партия сопровождения как равноценная
часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание,
композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика
аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности
поэтического текста, связь слова и звука.
2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская
работа с ним
Музыкально-исполнительские навыки
аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии,
выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе,
создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с
одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского
умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных
стилей, эпох, композиторов.
3. Произведения
школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент
Обучение пению под собственный
аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических
вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно
исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за
правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за
классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление
и дыхание головой или рукой).
4. Эскизная работа над
аккомпанементами вокальных произведений
В эскизной работе над произведениями
решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать
себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью
аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение
относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов.
Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.
5. Чтение с листа и
транспонирование
Свободное чтение нотного текста с
листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной
музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение
музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при
чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и
выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения
(исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения.
Навыки чтения 3-х строчного текста.
При чтении с листа и
транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и
украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.
6. Подбор по слуху
В подборе по слуху на первом этапе
определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности,
вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно
оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание
мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки
делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение
самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение
сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической
деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные
трудности произведения) и методическими задачами обучения.
7. Навыки концертного
исполнительства
Постановка и решение собственно
исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и
участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с
игрой в ансамбле.
9. Игра в ансамбле
Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано
различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка -
фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.
|