Другое : Когда москвичам праздновать День города?
Когда москвичам праздновать День города?
Когда
москвичам праздновать День города?
Священник Николай Киселев
Храм иконы Божией Матери "Знамение" в
московском районе Захарьина возведен в XVII веке, но одно важное обстоятельство
таинственным образом связывает его с особой датой в истории Российского
государства - 4 апреля 1147 года, то есть с датой первого летописного
упоминания о Москве. Дело в том, что в XIX веке в Знаменском храме был устроен
придел с престолом в честь византийского подвижника и исповедника IX столетия
преподобного Иосифа Песнописца - творца многих церковных канонов и служб,
память которого приходится именно на 4 (по новому стилю - 17) апреля. В
церковном православном календаре и в XII веке и ныне 4 апреля есть день преподобного
Иосифа Песнописца, когда он своею сугубою молитвою у престола Всевышнего
осеняет богоугодные дела и намерения живущих на земле христиан. Должно нам
верить, что дух святого Иосифа осенял и приснопамятную княжескую встречу в
небольшом поселении, находившемся во владениях некоего Степана Ивановича Кучко
и по его имени называвшемся Кучковом, где собрались по призыву Юрия
Владимировича Долгорукого князья Владимир Святославич Рязанский и Святослав
Олъгович Северский с сыном. И. Е. Забелин описывает это следующим образом:
"Святослав приехал в малой дружине с дитятем
своим малолеткою Олегом, который послан был вперед, и когда явился Юрию, то на
радостях приезда получил в дар пардус, вероятно, пестрый красивый мех барса,
употреблявшийся в походах в виде полости или ковра... Князья... любезно
целовались и были веселы "тако возвеселишася вкупе". Наутро Юрий
велел устроить "обед силен" и сотворил честь великому дорогому гостю,
одарил их всех, и князей, и дружину многими дарами".
Естественно, что подобные встречи христолюбивых
князей, помышлявших об искоренении нередких тогда междоусобиц, предварялись
церковной службой. 4 апреля в тот год приходилось на пятницу пятой седмицы
Великого поста и предшествовало субботе Похвалы Пресвятой Богородицы. В будни
Великого поста молебны, согласно Уставу Церковному, отменяются, но
предписывается рядовая служба по Триоде и Минее со службою святому дня - то
есть в данном случае преподобному Иосифу Песнописцу,
Пятый сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий по
сложившемуся на Руси принципу наследования престола от старшего брата к
младшему имел очень мало шансов на власть в Киеве. Прозвище Долгая рука, или
Долгорукий, он получил не от современников, а от историософов московских XV
столетия, справедливо усматривавших в личности князя Юрия одну из ключевых
фигур в становлении самодержавия на Руси.
Юрий Долгорукий был сильным и единовластным правителем
своей огромной Суздальской державы. Он укреплял границы княжества на востоке в
успешной борьбе с Волжской Булгарией и заложил целый ряд городов на спорных с
Великим Новгородом и Смоленском землях - среди них Москва, Звенигород, Тверь,
Шоша, Ке-нятин, Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Углич, Молога. До наших
дней дошли величественные белокаменные храмы в Суздале и Переславле-Залесском, построенные
на личные средства князя. Но главное создание Юрия Долгорукого - Москва,
ставшая сердцем России.
Встретившихся 4 апреля в Москве уже престарелых князей
Юрия Владимировича и Святослава Олъговича, несмотря на вражду между семействами
Мономаховичей и Олъ-говичей, связывала многолетняя дружба. Они были,
по-видимому, почти сверстниками. Женившись в 1108 году на сестрах - дочерях
половецкого хана Аепы, стали свояками и в дальнейшем во всех междоусобицах
выступали союзниками.
А междоусобные брани на Руси к 1147 году достигли
кульминации. Годом ранее восставшие киевляне сначала отрешают от власти, а
затем убивают Игоря Олъговича, старшего брата Святослава.
Сам Святослав, дочиста ограбленный, с семьей и малой
дружиной по зимним речным путям прибежал к Суздальскому князю просить защиты и
приюта. Уходивший в ту пору в очередной поход на новгородские земли князь Юрий
доверил ему тысячное белозерское войско и приказал, поднявшись в верховья реки
Прот-вы, привести к покорности остатки балтоязычного народа голядов, которые
издревле держали в своих руках волоки, соединявшие верховья рек Москвы, Протвы,
Нары и Пахры.
Эта кампания для Юрия оказалась весьма удачной. Он
присоединил к своим владениям Волок Ламский, служивший тогда связующим звеном
между Москвой-рекой и верхней Волгой, а через реки Тверцу и Мету - с Новгородом
и реками, текущими в Балтийское море. Князь Святослав, отбив у голядов волок
Можайский, расчистил для Юрия Долгорукого путь на Чернигов и Киев. В итоге все
верховье Москвы-реки оказалось в руках Суздальского князя.
Военные успехи способствовали тому, что на княжеский
пир 4-5 апреля 1147 года Юрий Долгорукий прибыл в хорошем настроении. Старое
московское предание XVII века "О начале царствующего града Москвы, како
изперва зачатся" сообщает, что Великий князь "изыде на гору и обозрев
с нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною и
возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян город
и прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним".
Но вернемся в связи с этим к преподобному Иосифу
Песнописцу. Быть может, вопрос, празднование какого святого приходится на дату
выдающегося исторического события, и не имеет первенствующего значения для
ученых, но для духовной истории народа - имеет значение первостепенное.
Верующий человек, по слову святителя Иоанна Златоуста,
во всем происходящем видит Божий Промысел, не допуская и мысли о
"случайностях". Думается, не будет излишней вольностью считать, что
преподобный Иосиф своими молитвами в апреле 1147 года вдохновил князя Юрия на
устроение города именно там, где и надлежало быть столице грядущего государства
Российского. Как сопричастный к основанию Москвы, он может и должен, наряду с
прочими небесными покровителями первопрестольной, считаться в числе московских
святых угодников, молящихся о благополучии града сего.
Русская Церковь неоднократно своими установлениями
положительно решала вопросы подобного рода. Например, уже в XV веке как
несомненную духовную реальность она приняла факт сопричастности к основанию
Москвы святого великомученика Георгия, благословив его изображение в московском
гербе на том основании, что он являлся небесным покровителем князя Юрия
Долгорукого. В XVIII веке Церковь признает за малоизвестным преподобным
Исаакием Далматским благодать покровительства Санкт-Петербургу, ибо в день его
памяти, 30 мая, "град Петров" был основан. В честь этого святого был
возведен один из крупнейших в Европе соборов. Можно привести и иные примеры.
Представляется далеко не случайным, что в связи с
присоединением Захарьинских земель к Москве в 1987 году Знаменская церковь с
приделом преподобного Иосифа становится московским храмом. Вполне исторически
обоснованными выглядят звучащие в Правительстве Москвы в последние годы
предложения о перенесении Дня города на 17 апреля. На наш взгляд, имеются все
предпосылки к признанию дня памяти преподобного Иосифа Песнописца днем
основания Москвы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.testan.ru
|