Другое : Интеграция управленческого и бухгалтерского учета
Интеграция управленческого и бухгалтерского учета
Интеграция управленческого и бухгалтерского учета
Н.А. Панова, ведущий консультант по бюджетированию и
процессам ГК "Инталев"
Приступая
к проекту создания системы управленческого учета , любая компания рано или
поздно столкнется с проблемой интеграции бухгалтерского и управленческого учета
. Чтобы эта задача не стала камнем преткновения на этапе реализации проекта ,
необходимо спланировать ее решение еще в ходе разработки концепции проекта .
При этом чем более эффективным окажется ее решение , тем быстрее и дешевле
пройдет реализация как самого проекта по постановке управленческого учета , так
и функционирования системы .
Основой
для разрешения данной проблемы станет триединство методологических ,
технических и организационных подсистем интеграционного процесса . Алгоритм
будет выглядеть следующим образом :
разработка
методологии управленческого учета ;
выбор
на ее основе программных и технических средств автоматизации ;
разработка
организационных регламентов и процедур по сбору , обработке и интеграции данных
в обеих системах учета , исходя из требований разработанной методологии и
выбранного ПТО .
Рассмотрим
подробнее этапы решения задачи интеграции .
Первый
этап – разработка методологии интеграции управленческого и бухгалтерского учета
. На этом этапе необходимо решить ряд подзадач . Первоначально следует
определиться с кругом пользователей информации из управленческой системы учета
. В отличие от бухгалтерского учета , который направлен в основном на
удовлетворение интересов внешних пользователей ( налоговые инспекции , банки ,
акционеры ), пользователями управленческого учета выступают преимущественно
внутренние субъекты , но в некоторых случаях информация из управленческого
контура может предоставляться и внешним субъектам , например банкам ,
коммерческим контрагентам . Даже в случае принятия решения о том , что
управленческий учет должен использоваться только для внутренних потребностей , следует
иметь в виду , что и здесь существуют разные группы пользователей , которые с
помощью управленческого учета решают разные задачи . Поэтому требования к
информативности и оперативности представления данных у руководителя
подразделения и генерального директора будут различными .
Определение
состава пользователей информации позволит сформировать набор требований каждой
группы к составу , оперативности и способу представления информации в
управленческом учете , а также цели создания и функционирования системы
управленческого учета .
Далее
следует переходить к формированию управленческой учетной политики , которая
опишет принимаемую на предприятии совокупность способов ведения управленческого
учета – первичного наблюдения , стоимостного измерения, текущей группировки и
итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности . Казалось бы , внешне
управленческая учетная политика ничем не отличается от бухгалтерской учетной
политики , однако между этими системами учета существуют различия . Основные
отличительные черты накладывает сама цель , ради достижения которой и создается
альтернативный способ учета . Бухгалтерская учетная политика жестко привязана к
юридическому лицу и едина для всех операций данного предприятия . В отличие от
нее управленческая учетная политика предполагает возможность применять
различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени ,
подразделения , направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной
хозяйственной операции .
Например
, бухгалтерский учет требует определять момент получения доходов по моменту
отгрузки готовой продукции или дате подписания акта выполнения работ , а в
управленческом учете компания может учитывать у себя доходы после поступления
оплаты от покупателя . Еще большие различия могут возникнуть при начислении
амортизации . В управленческом учете могут устанавливаться сокращенные сроки
полезного использования основных средств , а также применяться разные способы
начисления амортизации для каждого отдельного вида или объекта учета ( основного
средства ).
Значительные
различия в учетных политиках могут вызвать желание упростить задачу ,
организовав управленческий учет как параллельный и не взаимодействующий с
системой бухгалтерского учета . Однако это лишь видимый и не самый эффективный
способ упрощения , так как бухгалтерский , управленческий , да и любые другие
учеты в компании имеют общий базис – все они отражают одни и те же факты
финансово - хозяйственной деятельности . Принятие решения о параллельном
ведении двух систем учета не только увеличит стоимость проекта на этапе
функционирования ( создание и содержание еще одной учетной службы ), но и
вызовет организационные проблемы ( борьбу двух подразделений за очередность
поступления документов и информации ), а также может привести к кардинальным
различиям в отчетах о результатах финансово - хозяйственной деятельности
компании .
Чтобы
избежать подобных проблем , необходимо после разработки управленческой учетной
политики тщательно проанализировать хозяйственную систему организации ,
принципы отражения операций в бухгалтерском учете и найти точки единства (
интеграции ) двух систем учета .
Следующим
шагом станет разработка регламента трансформации данных бухгалтерского учета в
управленческий контур , а данных управленческого контура – в бухгалтерский учет
.
Процедура
трансформации свяжет счета управленческого и бухгалтерского планов счетов ( в
случае применения в управленческом учете способа «двойной записи» ) или
бухгалтерский план счетов с показателями управленческого счета ( в случае применения
в управленческом контуре «кассового» метода учета ). Следует отметить , что в
процедуре трансформации обязательно должны быть учтены различия , закрепленные
в учетных политиках обеих систем учета , что достигается использованием
различных аналитик . На этом этапе полезно создать специальное положение о
порядке трансформации ( далее Положение ), которое наглядно зафиксирует моменты
расхождения между двумя системами учета .
При
разработке Положения необходимо уделить особое внимание выявлению недостающей в
бухгалтерском контуре учета информации . Это позволит разработчикам проекта
принять решение о способах сбора и фиксации недостающей информации . Кроме того
, могут появиться и новые способы получения информации для отражения ее в
бухгалтерском контуре . На этой же стадии необходимо принять предварительное
решение о порядке внесения информации в информационную среду ( бухгалтерский
контур – трансформация в управленческий ) или , наоборот , – внесения в
управленческий контур , а затем трансформации в бухгалтерский . Окончательно
ответить на этот вопрос можно будет после выбора программного средства для
автоматизации управленческого учета .
Далее
можно приступать ко второму этапу решения задачи интеграции – выбору программно
- технических средств для автоматизации управленческого учета . На этом этапе
придется принять принципиальное решение о выборе способа осуществления
автоматизации :
написание
собственной программы ;
приобретение
стандартной отраслевой программы ( «коробочный» продукт ), в качестве примеров
таких программных продуктов можно назвать различные отраслевые решения ,
созданные на платформе 1 С : «Торговля и склад» , «Аренда» , «Общепит» ;
приобретение
стандартной программы с возможностью ее гибкой индивидуальной настройки .
Первый
способ позволит максимально полно реализовать те задачи , для решения которых
создается система управленческого учета . Он поможет учесть все нюансы
конкретного бизнеса . Однако данный способ , скорее всего , окажется наиболее
затратным на этапах создания и функционирования и самым длительным по времени
реализации . При этом руководство компании попадает в зависимость от
конкретного разработчика , а компания будет вынуждена обучать самостоятельно
каждого вновь принятого сотрудника .
Второй
способ позволит осуществить процесс автоматизации быстро и недорого . При этом
на рынке труда всегда можно найти специалистов , знающих данный программный
продукт . Недостатком этого подхода является то , что руководство компании ,
вероятно , будет вынуждено сократить список методологических требований к
управленческому учету . В случае если компания решит сменить направление
деятельности , придется приобретать новый программный продукт .
Третий
способ , как и всякая «золотая середина» , находится между первыми двумя
решениями по стоимости и срокам внедрения . Но он сочетает в себе гибкость
первого варианта и простоту внедрения второго , что часто становится
основополагающим фактором при выборе способа автоматизации . Еще большую
привлекательность он получает в случае , если программный продукт имеет
возможность «визуальных» настроек ( в этом случае не потребуется помощь
программистов при настройке и функционировании программы , каждый пользователь
после небольшого обучения сможет самостоятельно формировать для себя любые
отчеты , справочники и показатели ) и совместим с той же программной платформой
, которую компания использует для ведения бухгалтерского учета . Это упрощает и
ускоряет интеграцию двух систем .
Вне
зависимости от выбранного способа автоматизации этап технического аспекта
решения задачи интеграции бухгалтерского и управленческого учета предполагает
выполнение следующих действий :
определение
соответствия выбранного программного продукта тем методологическим требованиям
, которые были выстроены для управленческого учета в целом и для системы
интеграции в частности ;
определение
возможных сроков проведения автоматизации и настройки трансформации
бухгалтерских и управленческих данных ;
определение
бюджета автоматизации , который будет включать стоимость создания или
приобретения программного продукта , модернизации технического парка (
компьютеры , серверы ), обучения сотрудников работе с новым программным
продуктом , консалтингового сопровождения при настройке и функционировании
программного продукта , технической поддержки функционирования программного
продукта , устранения возможных сбоев в процессе функционирования программы ;
подведение
итогов проведения автоматизации с использованием данного программного продукта
( стоимость и временные затраты на сбор , обработку и анализ информации в
управленческом и бухгалтерском контуре ; степень взаимодействия и
взаимопроникновения двух систем учета ).
Идеальным
будет вариант , когда информация , вводимая в одном из контуров , мгновенно
отображается в другом , причем в нужной интерпретации .
Имея
информацию по каждому из рассматриваемых вариантов , можно расставить
приоритеты в критериях и выбрать наиболее приемлемый вариант . При этом , во -
первых , руководство компании будет иметь четкое представление о том ,
насколько выбранный программный продукт соответствует разработанной методологии
учета , и при необходимости сможет внести в нее изменения . Во - вторых ,
разработанная методология и возможности выбранной программы дадут необходимый
материал для реализации третьего этапа .
Третий
этап – осуществление организационно - функциональной системы интеграции .
Управленческий учет является частью системы управления на предприятии , а в
момент своего создания – новым элементом этой системы . Его появление не может
не вызвать изменений в других элементах системы . Он обусловит появление новых
процессов сбора , систематизации и анализа финансовой информации или приведет к
изменениям в существующих . Для осуществления этих процессов потребуется
привлечение новых специалистов или изменение должностных функций специалистов ,
работающих в компании . Таким образом , в ходе проведения третьего этапа
необходимо будет спланировать инновационные изменения в функциональной и
организационной структуре компании . Если было принято принципиальное решение о
том , что бухгалтерский и управленческий контур используют единую базу
оперативной информации , то в целях сокращения трудозатрат первичную информацию
( документ ) в нее могут вносить сотрудники операционных подразделений ( отдел
продаж , производство , склады и т . д .). Информация будет попадать в учетную
систему в месте и в момент осуществления хозяйственной операции , а затем с
помощью специальных настроек транслироваться в бухгалтерскую и управленческую
подсистемы учета .
Другим
вариантом изменения организационной структуры в рамках решения задач интеграции
является корректировка организационной структуры бухгалтерской службы , т . е .
выделение в ней группы оперативного учета и перевод ее работников в
операционные подразделения компании . Данный вариант наиболее приемлем в тех
случаях , когда информация вначале попадает в бухгалтерский контур , а затем
транслируется в управленческий .
Опыт
решения подобных задач показывает , что чаще всего используется вариант
организации встречных потоков . Из управленческого контура в бухгалтерский
передаются данные об отгрузках , объемах выполненных работ , остатках на
складах , прямых производственных затратах . Из бухгалтерского контура в
управленческий – о движении денежных средств , накладных расходах , начисленной
и выплаченной заработной плате , начисленных и уплаченных налогах , дивидендах
и других выплатах из прибыли компании .
На
этом задачу создания взаимоинтегрированной системы бухгалтерского и
управленческого учета можно считать решенной . Однако необходимо помнить , что
успех любого инновационного проекта ( а создание системы управленческого учета
, несомненно , относится к таковым ) достигается при соблюдении следующих
условий :
наличие
у руководства четкого понимания целей проекта и путей их достижения ;
наличие
слаженной команды разработчиков проекта , включающей в себя представителей всех
структурных единиц компании , которых затрагивает проект ( бухгалтерии в первую
очередь );
обучение
всех сотрудников новым методам работы ;
материальное
и моральное стимулирование разработчиков проекта при его эффективном старте , а
также всех сотрудников за качественное исполнение новых функциональных
обязанностей ( до того момента , пока они не станут обыденными ).
АЛГОРИТМ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gaap.ru/
|