Другое : Иисус Христос и язычники в Евангелии
Иисус Христос и язычники в Евангелии
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный
Университет.
Курс: Основы Православия. 2009г.
Сл. Барановский Е.Б.
Доцент: Музалевская-Жаркова Г.М.
ДОКЛАД
Тема: Иисус Христос и язычники в Евангелии
С пришествием Иисуса начинаются последние
времена (Мк 1.15). Можно было ожидать, что Он о самого начала Своего служения
станет на путь универсализма, кoторый Ему уже подготовили пророчества.
Положение, однако, оказалось более сложным.
1. Контрасты в словах и действиях
а) Проявления обособленности. - Даже во время
пребывания на чужой земле Иисус при возвещении Евангелия и совершении чудес не
выходит за пределы иудейства: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»
(Мф 15.24); «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мк 7.27). Посылая
Двенадцать на проповедь, Он дает им то же указание: «На путь к язычникам не
идите» (Мф 10.5 сл).
б) Перспективы универсализма. - Однако,
наталкиваясь на злую волю этих «погибших овец» и в то же время находя великую
веру в Него у некоторых иноземцев, Он исполняет их просьбы и ставит их в
пример. Таковы случаи с Капернаумским сотником (Мф 8.10 п), прокаженным
Самарянином (Лк 17.17), Хананеянкой (Мф 15.28)... В царстве Божием эти люди -
начатки из языческого народа. И при будущем развитии Царства число их будет
возрастать: на эсхатологический пир придут со всех сторон, тогда как
Израильтяне - прирожденные члены Царства - окажутся исключенными из него (Лк
13.28)... В этой удивительной перспективе прежнее положение Иудеев и язычников
оказывается обратно пропорциональным в отношении права на преимущества Завета:
Божий виноградник будет отнят у Израиля и доверен другим виноградарям (Мф
21.43).
2. Разрешение антиномии. - У Христа нет
противоречия между обособленностью и универсализмом. Но Он действует
соответственно чередующимся фазам изменяющегося положения. Вначале Он мекал
обращения Израиля, чтобы сделать его посланником Царства в перспективе
всеобъемлющего универсализма. Потому Он и не выходил за пределы Своего народа.
Но ожесточение Иудеев противостояло такому намерению. Тогда осуществление
замысла о спасении приняло иное направление: отвергнутый Своим народом, Иисус
пролил Свою кровь «за многих, во оставление грехов» (Мф 26.28), и это
жертвоприношение, скрепляя эсхатологический Союз-Завет, открыло доступ в
Царство всем людям. После этого человеческий род смог вновь обрести свое
внутреннее единство, благодаря восстановлению связи с Богом. Вот почему, когда
жертвоприношение было завершено Его славным воскресением, Иисус дал Двенадцати
вселенскую миссию: возвещать Евангелие всякой твари (Мк 16.15), научить все
народы (Мф 28.19), быть Его свидетелями до предела земли (Деян 1.8). В свете
Христова Воскресения иудейская обособленность была окончательно преодолена.
II. БЛАГОВЕСТИЕ НАРОДАМ
1. Первохристианская община и язычники
а) Постепенное расширение Церкви. - Несмотря
на вселенское значение Пятидесятницы, когда хвала Богу была возвещена на всех
языках (Деян 2.8-11), первохристианская община сначала ограничилась проповедью
Евангелия Израилю: спасение должно было возвеститься в нем, а затем
распространиться на весь мир. Но под действием Духа Церковь постепенно выходит
из этого замкнутого круга: Филипп проповедует Евангелие в Самарии (Деян 8);
Петр крестит сотника Корнилия, прозелита, еще не присоединенного к Израилю
через обрезание (Деян 10); в Антиохии, наконец, Господь Иисус возвещается
Эллинам, которые обращаются в большом числе (11.20 сл). Затем призвание Павла
дает Церкви избранное орудие, в котором она нуждалась для благовестия язычников
(9.15; 22.15,21; 26.17), согласно пророчествам (13.47; ср Ис 49.6).
б) Собор в Иерусалиме. - Этим расширением
Церкви ставится основной вопрос: надо ли пришедших к вере язычников понуждать к
соблюдению иудейского 3акона? Во время собора в Иерусалиме Павел твердо стоит
на том, чтоб на них не налагали такого ярма (Деян 15.1-5; Гал 2); Петр его
поддерживает и Иаков объявляет обращение язычников согласным Писанию (Деян
15.7-19). Итак, жизненный опыт помогает сделать окончательный логический вывод,
к которому вели размышления о крестной смерти и воскресении Иисуса: в Церкви -
новом народе Божием - язычники занимают то же место, что и Израиль, и Павел
утверждается в своем особом призвании Апостола язычников (Гал 2.7).
2. Павел - Апостол язычников. - В своей
апостольской деятельности Павел, однако, считается с положением вещей, имеющим
корни в ВЗ: он всегда возвещает Евангелие в первую очередь Иудеям; лишь
встретив отказ с их стороны, он обращается к язычникам (Деян 13.45; 18.; 19.8;
Рим 1.16; 2.10). Но в то же время он ясно объясняет, каково положение язычников
в свете Евангелия.
а) Языческие народы и Евангелие. - На людей,
происходящих из язычников так же как и на Иудеев открывается гнев Божий за
всякое нечестие (Рим 1.18). Бог явил им Себя через Свое творение (1.19 сл; Деян
14.17), а они не признали Его (Рим 1.21 сл); Он дал им познать Свой Закон
посредством их совести (2.14 сл), а они предались своим необузданным похотям,
вследствие идолопоклонства (1.24-32). Но ныне Богу угодно явить им Свое
милосердие, как и Иудеям, если только они уверуют в Евангелие (1.16; 3.21-31;
10.12). И тем, и другим вера приносит оправдание: согласно свидетельству
Писания, истинные сыны Авраамовы, 'наследники обетованного ему благословения, -
те, кто исповедуют веру (Гал 3.6-9). Народ, теперь облагодетельствованный этим
обетованием, включает в себя и обрезанных, и необрезанных, и т. обр. Авраам
становится отцом множества народов (Рим 4).
6) Иудеи и язычники в Церкви. - Итак, в Иисусе
Христе единство человечества восстановлено. Нет больше ни Эллина, ни Иудея (Гал
3.28); Иудеи и язычники примирены с тех пор, как пала существовавшая между ними
стена ненависти. Они образуют одно новое человечество, единое здание, в котором
Христос - краеугольный камень, единое Тело, которого Он - глава (Еф 2.11-22).
Эта тайна единства осуществляется уже теперь в Церкви, в ожидании своего
небесного свершения. Однако, прежним разрывом человечества на-двое по-прежнему
определяется диалектика свящ. истории. В первый период Бог отстранил
ожесточившийся Израиль за исключением определенного Остатка; это было для того,
чтобы даровать спасение язычникам путем их прививки на стволе Израиля (Рим
11.1-24) и чтобы возбудить у Израиля ревность, которая может привести его к
покаянию (11.11). Во второй период, после того как полнота язычников вступит в
Церковь, весь Израиль будет спасен в свою очередь (11.25-29). Пути Божий ведут
к конечному спасению всех Народов, соединенных с Израилем в народе Божием
(15.7-12).
III. Христианские
размышления о язычниках.
1. Евангелия
а) Синоптики. - Собирая воспоминания о земной
жизни Иисуса, три первых евангелиста проявляют, каждый по-своему, интерес к
спасению язычников. У Марка исповедание веры сотника-язычника у подножия
креста: «Воистину этот человек был Сын Божий» (Мк 15.39) - является как бы
кульминационным пунктом повествования. У Матфея, подчеркивающего наличие
женщин-язычниц в родословной Иисуса (Мф 1.2-6), Христос уже с младенчества
проявляет Себя Царем всех народов (2.1-11); Свое служение Он начинает в «Галилее
язычников» (4.15 сл); Его последние слова являются повелением благовествовать
Евангелие всем народам (28.19). У Луки родословная Иисуса восходит к Адаму,
отцу всего рода ч-ского, спасти к-рый Он пришел (Лк 3.23-38); старец Симеон
славит Его как «свет во откровение язычникам и славу народа Твоего Израиля»
(2.32); как Еванг. от Луки, так и кн. Деян, служащая его продолжением,
показывают, что спасение, приобретенное в Иерусалиме жертвой Христа,
распространяется оттуда «до предела земли» (Деян 1.8).
б) Еванг. Иоанн в меньшей степени касается
этой проблемы, потому что он больше занят судьбой неверующих в Иисуса Иудеев
(Ин 12.37-43). Из народа Божия они, вследствие своего ожесточения, становятся
народом подобным другим (11. 48 слл; 18.35). Зато уже при жизни Иисуса мы видим
людей, с верою приближающихся к Нему и являющихся начатками из Я.Н. (4.53;
12.20-32). Наконец, Его смерть осуществляет всеобщее примирение: Он умирает не
только за Свой народ, но чтобы собрать воедино всех рассеянных детей Божиих (11.50
слл).
2. Откровение Иоанна. - В Откр. Ин., как и в
древних пророчествах, уделяется большое внимание двойственному положению Я.Н. в
отношении Божия замысла.
а) Суд над враждебными народами. - Новый
народ- Божий, как в прошлом Израиль, встречается с враждебными ему язычниками.
В этом смысле надо понимать символы зверей, требующих от людей поклонения себе
(13), и Вавилона, богохульной блудницы, упивающейся кровью мучеников (17)...
Эти силы и ведут против Христа эсхатологическую войну (17.13 сл; 19.19; 20.7
слл), ибо они - носительницы власти Сатаны. Вот почему они будут судимы и
уничтожены (14.6-11; 18); они падут в борьбе против Христа (17.14; 19.15,20
сл).
б) Спасение обращенных языческих народов. - Но
лицом к лицу с грешным человечеством, идущим т. обр. к своей гибели, появляется
новое человечество, спасенное кровью Агнца: «великое множество людей из всех
племен, и колен, и народов, и языков» (7.9-17), славящее Бога как Царя народов
(15.3 сл), Который навеки будет обитать в новом Иерусалиме (21. 24 слл). НЗ
заканчивается этим видением преисполненным надежды, в к-ром искупленный род
ч-ский наконец опять обретает свое единство: «О Царю народов и их упование,
камень краеугольный, Который из двух творишь единое, - прииди и спаси людей,
которых Ты сотворил из праха!» (Литург. молитва предпраздн. Рожд. Христова.)
|