Другое : Финансовая система как совокупность самостоятельных финансовых институтов
Финансовая система как совокупность самостоятельных финансовых институтов
Финансовая система как совокупность самостоятельных
финансовых институтов
Финансовая
политика страны проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы.
Финансовая система государства складывается в процессе его развития. Ее функции
и структура подвержены изменениям, обусловленным процессами происходящими в
политических институтах и экономическом устройстве. Отсюда следуют различия в
финансовых системах разных государств.
Финансовая
система Республики Беларусь в том виде, в котором она существует сейчас,
сложилась на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР. С
другой стороны, она впитала в себя и зарубежный опыт. Можно говорить о том, что
она адекватна финансовым системам современных развитых государств [12, с.9].
Финансовая
система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев (финансовых
институтов), взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи,
определяемые финансовой политикой. Финансовая система Республики Беларусь
состоит из следующих звеньев:
финансы
Республики Беларусь;
финансы
местного управления;
республиканский
бюджет;
местные
бюджеты;
бюджеты
свободных экономических зон (СЭЗ);
бюджет
Союза Российской Федерации и Республики Беларусь;
республиканские
внебюджетные фонды;
местные
внебюджетные фонды;
финансы
предприятий и отраслей;
имущественное
личное страхование и страхование ответственности;
государственный
и банковский кредиты.
Такое
построение финансовой системы представляется правильным исходя из реально
существующей обособленности перечисленных звеньев, закрепленной в действующем
законодательстве. В учебной литературе обычно финансовая система начинается с
бюджетной системы [10, с.3].
Финансы
Республики Беларусь, как элемент финансовой системы и как финансовый институт
представляют собой совокупность денежных средств, право формирования,
распределения и использования которых принадлежит республиканским органам
государственной власти и государственного управления. В качестве
системообразующих элементов они включают в себя республиканский бюджет,
республиканские внебюджетные фонды, а также другие денежные фонды, создаваемые
по решениям Парламента, Президента и Правительства. Финансы Республики Беларусь
и входящие в них перечисленные элементы являются централизованными денежными
фондами. Финансы Республики Беларусь ежегодно имеют свою особую структуру.
Финансы
местного самоуправления - совокупность денежных фондов, создаваемых по решению
органов местного самоуправления и используемых на цели развития регионов. Они
включают в себя соответствующие местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Центральным
звеном финансовой системы Республики Беларусь является республиканский бюджет.
Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств
для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков
городского типа, сельсоветов) (ст.1 Закона Республики Беларусь ''О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах'') [7].
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих
общегосударственное значение.
Через
республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых
ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их
экономического и социального развития.
Из
средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города
Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для
финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Доходная
часть республиканского бюджета формируется, главным образом, за счет
государственных налогов, сборов и других источников.
К
местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты
поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают
финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий,
проводимых на соответствующей территории. Все местные бюджеты самостоятельны.
Бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего
территориального уровня. Для анализа уровня обеспеченности бюджетными
средствами населения районов, городов, областей, республики в целом
составляются консолидированные бюджеты. Всего в республике более 1700 местных
бюджетов [12, с.11].
На
уровне республики и административно-территориальных единиц могут создаваться
внебюджетные фонды. Функционально они отличны от бюджетов своей целевой
направленностью и не включаются в бюджеты. Государственные внебюджетные фонды
являются составной частью государственных финансовых средств и представляют
собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению.
Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их
образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики
Беларусь и законами Республики Беларусь.
Средства
государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и
не подлежат изъятию.
Налоги
и другие обязательные платежи могут направляться в государственные внебюджетные
фонды в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами
Республики Беларусь
Республиканские
и местные внебюджетные фонды - новое звено в финансовой системе Беларуси. В
настоящее время нет единого мнения относительно необходимости их существования.
Достаточно прочные позиции в финансовой системе республики занимают Фонд
социальной защиты населения и Фонд содействия занятости.
Финансы
государственных предприятий заключают в себе денежные фонды, создаваемые на
предприятиях в целях обеспечения непрерывности производства и удовлетворения
некоторых социальных потребностей членов трудовых коллективов. К ним относятся:
стоимость основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления,
средства на счетах и в расчетах, кассах предприятий.
Для
возмещения юридическим и физическим лицам ущерба, причиняемого природными
катаклизмами и несчастными случаями, создаются специальные страховые фонды.
Имущественное, личное страхование, страхование ответственности как звено
финансовой системы выполняют именно эти функции. Страхование перестало быть
государственной монополией. По аналогии с развитыми странами, в республике,
наряду с государственными, функционируют негосударственные страховые
организации. Они находятся под контролем государства и занимают определенное
место на страховом рынке республики [12, с.10].
В
новых условиях возрастает значение государственного кредита как звена финансовой
системы. Несбалансированность расходной и доходной частей бюджета обусловливает
необходимость привлечения для финансирования дефицита бюджета как внутренних,
так и внешних источников. Под государственным кредитом понимается
урегулированная нормами финансового права деятельность государства,
направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и
граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности,
возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и
беспроцентный заем денежных средств.
В
отношении других государств Республика Беларусь может выступать как должником,
так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не
могут изменять предписаний государства.
Взятые
в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других
государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в
дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как
планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на
специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы
в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного
дефицита.
В
течение семи лет в республике эмитируются государственные ценные бумаги,
размещаемые преимущественно среди Национального банка и коммерческих банков.
Это звено финансовой системы развивается исключительно динамично. Под него
подведена соответствующая правовая основа. Для государственного кредита присущи
те же признаки, что и в целом для кредита, т.е. возвратность, платность,
срочность, обеспеченность, целевой характер использования. Государственный
кредит всего теснее соприкасается с республиканским бюджетом, так как практика
идет по пути отнесения дефицита по всей бюджетной системе только на
республиканский бюджет. Однако законодательство не исключает распространение
дефицита и на другие звенья бюджетной системы.
Новое
звучание приобретает в настоящее время банковский кредит. Постепенно он все
больше замещает государственное финансирование. Банковский кредит включает в
себя отношения между банками, с одной стороны, предприятиями и населением, с
другой, по поводу привлечения временно свободных денежных средств одних для
размещения в виде кредитов среди других, нуждающихся в них предприятий. Сфера
банковского кредитования - одна из наиболее сложных в финансовой системе.
В
финансовой системе республики можно выделить межгосударственные финансы как
денежные фонды, образуемые для финансирования межправительственных программ и
мероприятий. Интеграционные процессы между Республикой Беларусь и Российской
Федерацией в качестве одного из компонентов экономической интеграции имеют
создание бюджета союза Российской Федерации и Республики Беларусь.
Одной
из форм стимулирования притока иностранного капитала в Республику Беларусь
стало создание свободных экономических зон. Как территориальное образование они
в соответствии с белорусским законодательством формируют свои бюджеты.
В
ст. 132 Конституции Республики Беларусь говорится, что финансово-кредитная
система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а
также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений,
организаций и граждан [4]. На территории Республики Беларусь проводится единая
бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Таким
образом, финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность
самостоятельных финансовых институтов, с помощью которых регулируется
финансовая деятельность (финансов, бюджет, государственного и банковского
кредита и т.д.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
|